96. ОТНОШЕНИЕ КОМАНДИРА ОТДЕЛЬНОГО КАВКАЗСКОГО КОРПУСА ГЕНЕРАЛА ОТ ИНФАНТЕРИИ Г. В. РОЗЕНА ВОЕННОМУ МИНИСТРУ ГЕНЕРАЛУ ОТ КАВАЛЕРИИ А. И. ЧЕРНЫШЕВУ О РАСШИРЕНИИ ВЛИЯНИЯ ИМАМА ШАМИЛЯ В ДАГЕСТАНЕ

[Июнь 1835 г.]

Шамиль, племянник Кази-муллы, главнейший из сообщников сего изувера и последователя его Гамзат-бека, приобретший в горах своим фанатизмом и ненавистью к русским всеобщее уважение, после рассеяния мятежных скопищ Гамзата скрывался в горах. Когда же страх, наведенный в конце прошлого 1834 г. на умы дагестанцев нашим оружием, несколько рассеялся, Шамиль показался среди койсубулинцев и начал, сперва тайно, а потом явно распространять между жителями Нагорного Дагестана зловредное учение предшествовавших ему мятежников, убеждая к тому и рассеявшихся по разным местам Дагестана мюридов. Невежественные поборники исламизма, признав своим главою Шамиля, ревностно принялись за распространение шариата. Один из таковых мюридов, по имени Кибит-Магома, житель непокорного нам Тилитлинского общества, лежащего на границе Аварии, в недальнем расстоянии от Гидатлинского общества, состоящего из 500 дворов, увещаниями своими к последованию учению Шамиля взволновал умы всего общества и противника своего Бек-Чанку, старавшегося вразумить народ в его заблуждении, принудил со всеми родственниками искать убежище в одном доме, который мятежники зажгли со всех сторон, где и погибли все члены фамилии Чанка в числе 45 душ; одни от пламени, а другие, выбежавшие из оного, под ударами разъяренного народа. Кроме Тилитлинского общества к Шамилю присоединились Гумбетовское и Андийское общества и, сверх того, мятежник сей вошел в сношение с чеченским разбойником Ташев-Хаджи, о коем я сообщал Вашему сиятельству.

Хотя упомянутые дагестанские общества и преклонились на сторону мятежника, но другие не только не приемлют его учения, но даже обнаруживают к нему ненависть, а унцукульцы через тайного советника шамхала Тарковского просили позволения истребить Шамиля вооруженною рукою, что и разрешено им. Генерал-майору Аслан-хану Казикумухскому предписано, чтобы он обратил внимание на происходящее в Дагестане и принял строгие и деятельные меры к сохранению спокойствия в Аварии и к наказанию, если обстоятельства позволят, мятежного Тилитлинского общества. По последним известиям, Шамиль проживал некоторое время в Гимрах, а теперь находится в сел. Ашильте, лежащем на Андийском Койсу, в недальнем расстоянии от Гимры.

Рук. фонд ИИАЭ дни РАН. Ф. 1. Оп. 306. Л. 52.