81. ОТНОШЕНИЕ КОМАНДИРА ОТДЕЛЬНОГО КАВКАЗСКОГО КОРПУСА ГЕНЕРАЛА ОТ ИНФАНТЕРИИ Г. В. РОЗЕНА ВОЕННОМУ МИНИСТРУ ГЕНЕРАЛУ ОТ КАВАЛЕРИИ А. И. ЧЕРНЫШЕВУ О ДЕЙСТВИЯХ ИМАМА ГАМЗАТ-БЕКА В АВАРИИ
22 февраля 1834 г.
Известная аварская ханша Паху-бике и сын ее Нуцал-хан двуличными поступками своими во время всей экспедиции 1832 г., а впоследствии явным отречением обуздать подвластного им Гамзат-бека вынудили меня остановить выдачу Нуцал-хану и другим аварцам определенного им жалованья, о чем тогда же и уведомил по принадлежности господина вице-канцлера, а вместе с тем прекратил и сношения с самой Паху-бике. Вначале она роптала и оправдывалась, но не переставала, однако, быть в дружбе с Гамзат-беком, впоследствии же, видя, что ни ропот, ни оправдания ее не приемлются в уважение, и что лишение сына ее жалованья не вознаграждается связью с возмутителями аварскими, она начала удаляться от Гамзат- бека. Неоднократно испытав двуличность сей хитрой ханши, я избегал входить с нею в какие-либо прямые сношения. Но поручил верному и благонамеренному генерал-майору Аслан-хану Казикумухскому и Кюринскому, внушая от себя Па- ху-бике всю неблаговидность ее действий, склонить ее к укрощению Гамзат-бека, а равно к принятию решительной, а не двуличной покорности правительству. Внушения Аслан-хана, как полагать должно, подействовали на ханшу. [88]
Военно-окружной в Дагестане начальник генерал-майор Каханов донес мне, что Гамзат-бек в прошлом январе месяце, собрав партию из койсубулинцев и других горцев, отправился к одной аварской деревне с намерением угнать баранов, пасшихся близ оной и принадлежащих Нуцал-хану; узнав о сем, Паху-бике отправила обеих сыновей своих со значительным числом вооруженных людей против Гамзат-бека; они завязали с ним перестрелку, заставили его удалиться и рассеяли его скопища, причем сам Гамзат-бек весьма тяжело ранен, а двоюродный его брат и 9 чел. из его приверженцев убиты.
Вслед за сим получил я уведомление от генерал-майора Аслан-хана Казикумухского, подтверждающее сей случай. Аслан-хан к тому еще присовокупляет, что рана Гамзат-бека так опасна, что едва ли он останется в живых.
О чем имею честь уведомить Ваше сиятельство, присовокупляя при том, что несмотря на столь явную вражду Паху-бике с Гамзат-беком, я еще нисколько не убежден в благонамеренности первой, ибо Гамзат-бек, будучи ни чем иным, как разбойником, ей самой тягостен и опасен. Между тем Аслан-хан советует Паху- бике, чтобы она решительно обратилась к правительству и в знак своей откровенной покорности прислала ко мне самого Нуцал-хана Аварского. Если она на сие решится, то тогда возобновлю производство приостановленного ему и подвластным его жалования и потребую мне аманатов, которые дорого стоят, и других благонадежнейших удостоверений покорности аварцев.
РГВИА. Ф. 846. Оп. 16. Д. 6294. Л. 1-2 об. Подлинник.