56. ИЗВЕСТИЕ О ДЕЙСТВИЯХ ЦАРСКИХ ВОЙСК В ДАГЕСТАНЕ И НА ЛЕВОМ ФЛАНГЕ КАВКАЗСКОЙ ЛИНИИ

14 ноября 1831 г.

Жители башлынские, каракайтагские и акушинские принесли вновь присягу на верноподданство государю императору. Табасаранцы обещались выгнать из среды своей изменника Абдуразак-кадия, а на место его избрать другого начальника. Нуцал-хан Аварский и мать его выставили на границах своих караулы, дабы не впускать к себе ни Кази-муллы, ни его сообщников. Узнав, что Умалат-бей, родственник шамхала, передавшийся к Кази-мулле и получивший от него достоинство нового шамхала, находился в сел. Эрпели, имея до 6 тыс. человек вооруженных людей, генерал-адъютант Панкратьев 23 прошедшего октября атаковал сие селение, лежащее почти в неприступном месте, окруженное глубокими оврагами и густым лесом, укрепленное шанцами и завалами. Отвлекши внимание неприятеля фальшивыми движениями от главного пункта атаки, он повел решительно войска на приступ. Все неприятельские завалы, лес и самое селение, заключающее в себе до 500 каменных домов, были очищены нашими войсками в течение двух часов. Почетное знамя Умалат-бея, огромная добыча из имущества мятежников и до 10000 штук разного скота достались в руки победителям.

Неприятель оставил более 100 тел на месте, также взято несколько десятков пленных. Густой туман, продолжавшийся во весь день, дал мятежникам способ избежать большого поражения и скрыться в кустарниках и лесах. С нашей стороны ранены: обер-офицер 1, нижних чинов 9; мусульманских полков: обер- офицер 1 и 22 всадника, убито нижних чинов 4 и столько же мусульман.

После сего генерал-адъютант Панкратьев 25 октября приблизился к сел. Чиркей, лежавшему на левом берегу Койсу, в коем находились в сборе дагестанские приверженцы Кази-муллы и присоединившиеся к ним чеченцы и салатавцы [65] в числе до 4 тыс. чел. Хотя неприятель уничтожил все мосты на Койсу и по причине сильных дождей бродов не было, но генерал-адъютант Панкратьев, сбив мятежников с противоположного берега удачным действием артиллерии и стрелков, начал устраивать переправу. Устрашенные сим мятежники просили пощады, обещая не принимать к себе сообщников Кази-муллы и во всем исполнять волю правительства. По показанию самих чиркейцев потери их в сем деле простираются до 300 чел. убитых и раненых; с нашей стороны убито 10 чел. и ранено 73.

Покорением Эрпели, Чир-Юрта и Чиркея восстановлено спокойствие в Дагестане и Кази-мулла, видя неудачи свои в сей стороне, бросился к чеченцам для возмущения их против нас, собрав значительное скопище (он перешел Сунжу и хребет, отделяющий оную от Терека). Генерал-лейтенант Вельяминов направился против него и 1 ноября достиг до сел. Ачехи, где находилось в сборе до 4 тыс. пеших чеченцев, атаковал их и принудил бежать за Сунжу, при переправе через которую претерпели они значительное поражение от картечных выстрелов артиллерии.

В Ачехах приобретено значительное количество хлеба разного рода и отбито много скота. Устрашенные же чеченцы разошлись по домам. Между тем Кази- мулла, еще до взятия Ачех, с конницею своею переправясь за Сунжу, бросился вниз по Тереку, 1 ноября приблизился к Кизляру и успел ворваться в предместие города, но был вскорости с большою потерею обращен в бегство бывшими там войсками и жителями.

О чем по приказанию Его высокопревосходительства господина корпусного командира сим объявляется.

ЦГА РД. Ф. 133. Оп. 4. Д. 1. Л. 80. Копия.