54. РАПОРТ КОМАНДУЮЩЕГО ВОЙСКАМИ В ЗАКАВКАЗСКОМ КРАЕ ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТА Н.П.ПАНКРАТЬЕВА КОМАНДИРУ ОТДЕЛЬНОГО КАВКАЗСКОГО КОРПУСА ГЕНЕРАЛУ ОТ ИНФАНТЕРИИ Г. В. РОЗЕНУ О РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕДИЦИИ В ДАГЕСТАН

24 октября 1831 г.

Я считаю обязанностью вкратце предоставить Вашему высокопревосходительству сведение о предпринятой мною экспедиции для водворения спокойствия в Дагестане.

Сосредоточив войска близ Дербента, состоящие из 3500 чел. пехоты и до 3 тыс. конницы с 19 орудиями артиллерии, 2 горными единорогами, я счел за нужное начать действия мои поражением табасаранских мятежников, которые по соседству их к Дербенту были всего опаснее. Изменою своею заслуживали наибольшее [62] наказание. Три отряда были направлены в самые неприступные места вольной Табасарани для истребления скопищ и жилищ возмутителя. Полковник Миклашевский взял приступом местечко Дювек, которое лезгины считали неприступной твердынею и куда свезено было имущество табасаранских селений. Удачное дело сие навело страх и изумление на все соседние племена. Полковник князь Дадиан, переходя по лесистым горам вьючными дорогами и сражаясь беспрестанно с мятежниками, предал пламени более 12 сел, из коих всех значительнее сел. Хучни и Хемеди, пребывание изменника и сподвижника Абдуразак-кадия. Полковник Басов, действуя к селению Маджалис, препятствовал башлинцам и каракайтагцам подать руку помощи вольным табасаранам. Экспедиции сии кончены 9 октября и все войска подвинуты были 11 октября по направлению к местечку Башлы, известному многолюдствием и влиянием своим в Дагестане; дабы приступить к покорению сих мятежников. Устрашенные наказанием Табасарана соседние племена прислали мне к 11 числу депутатов с испрошением пощады и принесением покорности; желая ускорить успокоение Дагестана и более жестокостью [не] раздражить дагестанцев, так что впоследствии трудно было бы покорить их с многочисленным войском, я даровал прощение именем Его императорского величества всем просящим пощады. Сильное Акушинское общество, округ Башлы, округ Кубачи и весь Каракайтаг покорились и дали вновь присягу на верноподданство государю императору. Табасаранские жители, раскаявшиеся в своей измене, получили также прощение с условием выгнать из среды своей изменника Абдуразак-кадия, на место коего я приказал табасаранским бекам избрать другого. В то же самое время я вступил в короткие дружественные сношения с сильным аварским Нусал-ханом и матерью его Паху-беке с приглашением их действовать совокупно против Кази-муллы, что имело самые лучшие последствия, ибо ныне я получаю известия, что аварский хан выставил войска свои на границах, дабы не впускать в свои владения ни Кази-муллу, ни сообщников его.

Устроив таким образом дело в центре Дагестана и дав о том надлежащее сведение генерал-лейтенанту Вельяминову, я двинулся 16 октября форсированными маршами от сел. Джеми-Кент в шамхальские владения. 22 числа прибыл в сел. Темир-Хан-Шура, где получил сведение, что Умалат-бей, родственник нынешнего шамхала, предавшийся Кази-мулле и получивший от него достоинство нового шамхала, укрепился с сообщниками в сел. Эрпели в числе до 6 тыс., чел. собрав туда все имущество окружного населения. 23 числа утром атаковал сел. Эрпели, находящееся почти в неприступном месте, окруженное глубокими оврагами и густым лесом, в коем неприятель с давнего времени приготовил шанцы и засеки. Отвлекши внимание неприятеля от настоящего пункта атаки фальшивыми демонстрациями, я решительно повел храбрые войска на шанцы, которые были стремительно атакованы и немедленно взяты приступом все неприятельские завалы, засеки, шанцы. Лес и, наконец, самое огромное сел. Эрпели, состоящее из 500 каменных домов, были очищены в течение двух часов. Почетное знамя Умалат-бея, несколько десятков пленных, взятых на поле сражения, огромные добычи из имущества мятежников и до 4 тыс. штук разного скота достались в руки победителям. Неприятель оставил на месте сражения более ста убитых. Густой туман, продолжавшийся во весь день, спас мятежников от совершенного истребления, дав им способ внезапно скрываться из глаз наших [63] в кустарниках и прилежащих лесах. Потеря с нашей стороны весьма незначительна. Она состоит из раненых: обер-офицера — 1, нижних чинов — 9; мусульманских полков: обер-офицеров — 1, всадников — 22; убитых нижних чинов — 4 и мусульманских всадников — 4. Подробное донесение о ерпелинских делах я вслед за сим буду иметь честь представить Вашему высокопревосходительству.

Блистательная храбрость и редкое усердие, оказанные в сем деле как российскими, так и мусульманскими войсками, превышает всякую меру похвал; я почитаю долгом просить позволения Вашего высокопревосходительства войти с представлением об отличившихся особенным мужеством как в сем сражении, так и в прочих бывших делах во время нынешней экспедиции в Дагестане, сопряженных с тяжкими трудами как в следовании войск на сборные места в знойное время, так и в диких ущельях Кавказа во время глубокой осени.

РГВИА. Ф. 846. Оп. 16. Д. 6254. Л. 192-195 с об. Подлинник.