51. ИЗ ЖУРНАЛА КОМАНДУЮЩЕГО ВОЙСКАМИ В ЗАКАВКАЗСКОМ КРАЕ ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТА Н.П.ПАНКРАТЬЕВА О ВОЛНЕНИЯХ В ЮЖНОМ ДАГЕСТАНЕ И ОСАДЕ ДЕРБЕНТА ОТРЯДАМИ ИМАМА ГАЗИ-МАГОМЕДА

23 августа — 15 сентября 1831 г.

Командир Апшеронского пехотного полка из города Старой Кубы доносит двумя рапортами: первым от 21 августа, что почти все табасаранские беки, узнав о приближении Кази-муллы к Дербенту, взбунтовались и отправились к нему для изъявления покорности. При сем извещает, что исправляющий должность Дербентского коменданта майор Васильев доносит, что посланный разъезд из крепости Дербента открыл в 7 верстах от оной скопища Кази-муллы. Вторым от 22 августа, что по полученным им донесениям от и. д. Дербентского коменданта майора Васильева мятежник Кази-мулла из прежнего своего места пребывания при сел. Чумлы выступил со скопищами, простирающимися до 5 тыс. чел., в город Дербент, имея намерение атаковать сей город.

Почти все табасаранские беки и владельцы селений, лежащих между Дербентом и Тарками, явились к нему с Покорностью и соединились с сим мятежником, который объявляет намерение не только овладеть Дербентом, но также внести войну в Кубинскую, Ширванскую и Бакинскую провинции.

29 августа. Он же представляет при рапорте от 22 августа письмо генерал- майора Аслан-хана Казикумухского и Куринского, из которого видно, что мятежник Кази-мулла обложил со своими скопищами 20 августа крепость Дербент и что в сей день была слышна канонада.

30 августа. Получив сии донесения из Дагестана, я отправился сего числа из города Тифлиса для принятия начальства над отрядом, сосредоточенным близ города Старой Шемахи. На время же отсутствия моего я поручил начальнику 21-й пехотной дивизии генерал-лейтенанту Розену начальство над войсками, расположенными в Грузии, в Лезгино-Джарской и Армянской областях и Ахалцихском пашалыке. Генерал-майор Реутт по-прежнему примет начальство над войсками, в Чарской и Белоканской областях и на Царских Колодцах расположенными.

31 августа. Командир Линейного Грузинского батальона № 5 доносит от 20 августа, что выступивший вверенный ему батальон из города Старой Кубы в [58] Эривань остановлен полковником Остроуховым по случаю возникших беспокойств в Дагестане...

Полковник Остроухов из города Кубы доносит от 24 августа, что изменившие правительству табасаранские беки сожгли сел. Карчах, принадлежавшее преданному нам Ибрагим-беку Карчакскому, и понудили его удалиться в Дербент.

4 сентября. Генерал-майор Каханов от 20 августа извещает о выступлении своем из сел. Кафыр-Кумык к Дербенту. Получив сведения, что Кази-мулла блокирует крепость Дербент, генерал-майор Каханов немедленно двинулся к оной и на пути предал пламени сел. Казанище, в котором скрывались многие бунтовщики. Они встретили отряд выстрелами из домов, немедленно атакованные тремя ротами Апшеронского пехотного полка, бросились частью в бегство, а частью сделались жертвою пламени. С нашей стороны убиты в сем деле двое рядовых и ранено семь.

Он же от 30 августа извещает о приближении вверенного ему отряда в город Дербент и представляет рапорты и. д. Дербентского коменданта майора Васильева с известиями, заключающими подробность блокады города Дербента Кази-муллою.

Мятежник сей с собранными им скопищами, простирающимися до 8 тыс., обложил крепость 20 числа августа, прервал всякое сообщение оной, как с отрядом генерал-майора Каханова, так и с Южным Дагестаном.

...Кази-мулла, приблизившись к Дербенту, отправил письма к майору Васильеву и жителям, требуя сдачи крепости и приглашая первого принять магометанскую веру. Не получив никакого ответа на сие дерзкое предложение, он с 20 по 26 число ежедневно предпринимал нападения для стеснения и взятия крепости, старался лишить гарнизон воды, но был отражен от фонтана со значительною потерею. Все его покушения были тщетны. Жители города Дербента, как армяне, так и мусульмане шииты, действовавшие единодушно с гарнизоном, мужественно отражали нападение мятежников, которые в ночь с 26 по 27 число августа, узнав о приближении генерал-майора Каханова, быстро отступили от Дербента, оставив в лагере своем при крепости некоторое количество провианта и до 200 лестниц, кои приготовлены были для штурма крепости.

Дербент находился в блокаде в течение 7 дней. Потеря наша во время оной состоит из одного рядового и двух жителей убитых и ранено 13 рядовых и жителей 3.

Скопища Кази-муллы отступили от Дербента к горам и расположились в 15 верстах от сей крепости близ сел. Рукель-Ли.

Неприятель во время блокады сжег кордоны и заготовленное сено Куринского пехотного полка и линейного батальона № 10, слободку женатой роты и форштат около крепости, истребил Дербентские винокурные заводы жителей, разорил казармы и лазареты Куринского пехотного полка.

Прибыв сего числа в город Старую Шемаху, я немедленно двинул 2 батальона 42-го Егерского полка, 1 батальон Эриванского карабинерного полка, 1-й и 2-й Конно-мусульманские полки, 4 орудия и 4 горные единорога из города Старой Шемахи.

6 сентября. Командир Эриванского карабинерного полка полковник князь Дадиан выступил сего числа с одним батальоном вверенного ему полка, 3-м Конно-мусульманским полком и 4 орудиями из города Старой Шемахи в Дагестан. [59]

7 сентября. Генерал-майор Каханов от 7 сентября доносит, что Кази-мулла находится в Табасаране в местечке Имейды и распускает слухи о намерении напасть на вверенный ему отряд и на крепость Дербент.

8 сентября. Сего числа я прибыл в город Старую Кубу и сделал все предварительные распоряжения для действия против мятежников. Я пригласил Аслан-хана Казикумухского собрать войско свое и следовать в сел. Башлы, где он должен со мною соединиться и доказать тем верноподданническую свою преданность к Вашему императорскому величеству. Нуцал-хану Аварскому, Акушинскому обществу и Ахмет-хану Мехтулинскому и прочим, не изменившим правительству нашему владетелям и обществам послано приглашение, дабы они действовали против Кази-муллы. Всем племенам дагестанским разосланы прокламации, коим приглашаются они прибегнуть к милосердию российского правительства, возвратиться в жилища свои и не верить лживым обольщениям Кази-муллы, который под предлогом сохранения веры разоряет провинции и обогащает себя добычею, похищаемой у мирных мусульман.

12 сентября. Генерал-майор Каханов от 12 сентября представил рапорт Дербентского коменданта майора Васильева, из коего видно, что Кази-мулла, удалился из Табасарани и отступил по направлению к крепости Бурной.

Генерал-лейтенант барон Розен доносит от 30 августа, что по случаю увеличивающегося числа больных в крепости Новые Закаталы он признал нужным усилить гарнизон сей крепости двумя ротами Грузинского гренадерского полка из числа находящихся на Царских Колодцах рот. Сии 1 сентября выступят в крепости Новые Закаталы.

РГВИА. Ф. 846. Оп. 16. Д. 6259. Л. 139-141 об. Копия.