355. РАПОРТ КОМАНДУЮЩЕГО ВОЙСКАМИ В ПРИКАСПИЙСКОМ КРАЕ ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТА Г. Д. ОРБЕЛИАНИ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕМУ ОТДЕЛЬНЫМ КАВКАЗСКИМ КОРПУСОМ И НАМЕСТНИКУ КАВКАЗА ГЕНЕРАЛУ ОТ ИНФАНТЕРИИ А. И. БАРЯТИНСКОМУ О ПОБЕДЕ НАД ГОРЦАМИ В САЛАТАВИИ
26 июня 1857 г.
Скопища Шамиля, прибывшие в последнее время к Новому Буртунаю, весьма усилились 22 июня, и того же числа прибыл туда Шамиль.
На следующий день, 23 июня, около полудня, из лагеря замечено было большое движение неприятельских скопищ пеших и конных от Нового Буртуная к Дылыму и оттуда к Зубуту.
Конная разведка, посланная для обозрения к Ибрагим-Дада, усмотрела, что большая часть конных направляется к Старому Зубуту, а пешие — по большой Чиркеевской дороге.
Две роты 21 -го стрелкового батальона и стрелковая рота Апшеронского пехотного полка, высланные для поддержания на всякий случай конницы, успели даже завязать с неприятелем перестрелку, от которой горцы уклонились, бросаясь в леса.
Массы были большие, и вечером я получил сведение, что до 3000 потянулись к стороне Зубута.
На следующий день, 24 числа, должна была из Евгениевского укрепления выступить колонна с провиантом для отряда в числе около 300 арб, а из отряда возвращались порожние арбы в Евгениевское.
Опасаясь, чтобы горцы не сделали покушение на транспорт, я сделал следующие распоряжения:
Порожние арбы, возвращавшиеся отсюда, отправил в 5 часов утра под прикрытием семи рот 3-го и 4-го батальонов Апшеронского, 4-й стрелковой Дагестанского, 5-й стрелковой Ширванского пехотных полков и стрелковой роты Грузинского Линейного № 13 батальона при взводе горных единорогов и с двумя сотнями кюринской конной милиции. [456]
В то же самое время направлены были влево от большой дороги 1 -й и 3-й батальоны Самурского пехотного полка с двумя сотнями шамхальской конной милиции с тем, чтобы в случае перестрелки пройти горцам в тыл по лесистому хребту, который тянется параллельно большой дороге по направлению к Сулаку, и окружить их.
Начальство над всеми этими войсками я поручил начальнику штаба войск Прикаспийского края подполковнику Радецкому.
Первая колонна шла под командованием Генерального штаба подполковника Краевского, самурскими батальонами командовал подполковник Горшков.
Между тем горцы в числе до 3000 чел., большей частью пешие, в течение ночи на 24 июня на спуске к Евгениевскому укреплению устроили во многих местах с обеих сторон дороги завалы и, скрываясь в лесистых оврагах, засели в ожидании колонны.
Первой показалась колонна, шедшая из Евгениевского с подмогой, но вскоре она заметила неприятеля и, сделав сигнальные выстрелы, остановилась.
Роты Апшеронского пехотного полка и стрелки линейного № 13 батальона, шедшие во главе колонны, отправленной отсюда, увидев перестрелку, под начальством командующего 3-м батальоном Апшеронского полка капитана князя Кропоткина бросились вперед и стали выбивать неприятеля из-за завалов. Горцы дрались с ожесточением, несколько раз усиливались, пытались вновь овладевать своими завалами, но каждый раз были сбиваемы.
В это время с противоположной стороны оврага раздались выстрелы самурских стрелков и батальоны, под командованием командиров своих подполковников Горшкова и Барсукова, приняли на штыки бежавших горцев.
Смятение их было ужасное: все скопище бросилось бежать в разные стороны, но часть его, которая была в овраге с левой стороны спуска, была лишена средств к спасению. Самурцы, апшеронцы, шамхальцы и чиркеевская конная милиция врывались в овраг и рубили. Горный взвод обстреливал, по возможности, овраг картечью. Горцы просили пощады, но едва умолкала перестрелка, как некоторые из них снова стреляли, и побоище снова начиналось. Оно продолжалось с 8 час. утра до 2 час. полудня.
Наконец, в овраге все смолкло, он обратился в обширную могилу, уставшие войска после некоторого отдыха возвратились поздно вечером в лагерь, обремененные добычею, состоявшей большей частью из оружия.
Потеря неприятеля еще не приведена в известность, но на месте осталось до 400 тел. Среди них найдены: Айдемир, наиб Салатавии, Исмаил, наиб Технуцальский, два кадия, Хорачинский и Куядинский, и много весьма значительных людей.
Здесь была значительная часть сбора, пришедшего с Шамилем из самых дальних мест Дагестана и Чечни, и людям этим приказано было уничтожить наш транспорт или положить свои головы.
Наши транспорты прошли совершенно благополучно, не имея никакой потери.
В войсках потери следующие: в пехоте ранено офицеров 3, убито нижних чинов 8, ранено 36, в милиции ранено всадников 5.
В этом деле было много подвигов, и из числа отличившихся я беру на себя смелость представить Вашему сиятельству вместе с этим донесением Апшеронского пехотного полка прапорщика Безобразова, который, по засвидетельствованию подполковника Радецкого, отличился особенной отважностью и смелостью.
РГВИА. Ф. 846. Оп. 16. Д. 6657. Л. 83. Подлинник.