320. ОТНОШЕНИЕ КОМАНДИРА ОТДЕЛЬНОГО КАВКАЗСКОГО КОРПУСА И НАМЕСТНИКА КАВКАЗА ГЕНЕРАЛА ОТ ИНФАНТЕРИИ М. С. ВОРОНЦОВА ВОЕННОМУ МИНИСТРУ ГЕНЕРАЛУ ОТ КАВАЛЕРИИ А.И.ЧЕРНЫШЕВУ О ЗАНЯТИИ БОЛЬШОЙ ЧЕЧНИ
30 августа 1852 г.
По прибытии моем на левый фланг Кавказской линии, желая лично осмотреть просеки, вырубленные с 1849 г. в Большой Чечне, я поручил генерал-лейтенанту князю Барятинскому собрать нужный для этого движения отряд. 28 августа сосредоточились в крепости Воздвиженской: полки егерский имени моего, Гребенской казачий с конно-артиллерийскою № 14 батареей и легкой № 5, Донской № 19 в полном их составе. С этими войсками выступил я через Аргун по так называемой большой русской дороге, переправился через р. Бассу и обозрел всю местность до Герменчука и Автура; с истинным удовольствием и благодарностью удостоверился я лично, сколь огромны работы, исполненные войсками нашими под командою генерал-лейтенанта Нестерова, Козловского и в особенности князя Барятинского, которому принадлежит честь деятельного содействия в начале и главное [424] распоряжение к довершению этого столь важного предприятия. Направление просек было также хорошо соображено и они вырублены очень успешно, что обширные вековые леса совершенно уничтожены и ныне на месте их явилась на протяжении 20 верст обширная равнина, всегда доступная даже небольшим отрядам и можно сказать, совершенно отнятая у неприятеля, ибо хоть он и пытался в нынешнем году засеять поля по правую сторону Бассы и произвести сенокос, но все запасы его были уничтожены во время трехдневного пребывания войск наших в этом крае в начале этого месяца. Местность так хорошо очищена, что я мог выезжать везде с одною кавалериею, даже и в тех местах, где недавно происходили кровопролитные бои, и хотя горцы были в сборе, но не посмели ничего предпринять и ограничились ничтожною перестрелкою, в которой с нашей стороны ранен один казак и контужен один милиционер.
При обратном следовании, собрав все поименованные войска около курганов на правом берегу Шавдона, я роздал именем Его императорского величества георгиевские кресты нижним чинам, наиболее отличившимся в последних делах, и справедливо поздравил их с занятием Большой Чечни; громкий и единодушный возглас за здравие государя императора при пушечной и ружейной пальбе дал знать неприятелю, что мы празднуем приобретение этого края, отнятого окончательно у непокорных чеченцев.
Все сие честь имею сообщить Вашей светлости для всеподданнейшего доклада Его императорскому величеству, если Вы признаете эти подробности заслуживающими высочайшего внимания.
Примите уверение, милостивый государь, уверение в совершенном моем почтении и преданности.
Помета: Доложено Его величеству 13 сентября 1852 г.
ЦГА РД. Ф. 133. Оп. 4. Д. 14. Л. 75-76. Копия.