316. ЖУРНАЛ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕЧЕНСКОГО ОТРЯДА

26 февраля — 5 марта 1852 г.

26, 27, 28 и 29 числа колонны под начальством подполковников Меркулова и Наумова, майоров Цытосского и князя Лукомского производили рубку леса на левом берегу Аргуна в окрестностях лагерного расположения.

В это же время Генерального штаба полковником Рудаковским произведены были рекогносцировки вверх и вниз по обоим берегам Аргуна до Тепли, Дахин-Ирзау и в Тепли-Кичу.

Вековой лес на пространстве трех квадратных верст был уничтожен войсками в продолжении этих четырех дней и широкая просека открыла обширные поляны как за Аргуном, так и по левую сторону этой реки.

Много деревьев было величины замечательной. Один белолистый тополь аршин и три четверти в диаметре был срублен в середине лагеря двумя американскими топорами, присланными для опыту, в 55 минут.

марта колонна под начальством майора Оглобжио открыла Гурдалинскую поляну вырубкою лесу между этою поляной и двумя другими, идущими от оной параллельно Аргуна к лагерю.

Во время действий отряда в верховьях речек Гойты и Рошни 18 января я нашел необходимым вырубить небольшие полосы лесу на Гойте и Урус-Мартане, чтобы соединить обширные поляны верховьев этих речек с большою русскою дорогою. Для этой цели, в распоряжение воинского начальника Урус-Мартановского укрепления подполковника Ляшенко двинуты были сего числа 3-й батальон Тенгинского, два батальона Навагинского полков, сотни 5-й, 6-й и 7-й бригад, дивизион батарейной № 3 батареи 19-й артиллерийской бригады и взвод Донской конно-артиллерийской № 7 батареи. Войска эти, исполнив 2, 3 и 4 числа вышеизложенное предположение, должны 5 числа, согласно приказания господина главнокомандующего, поступить в распоряжение начальника Владикавказского военного округа. [421]

Окончив предположенные работы на позиции у Устар-Гордой 2 числа, двинул в крепость Воздвиженскую три батальона князя Воронцова полка и дивизион легкой № 5 батареи 20-й артиллерийской бригады; с прочими же войсками прибыл в крепость Грозную, Давши им 3 числа отдых, я 4 числа произвел вырубку леса на Нефтянке, чтоб открыть воровскую балку, которая служит притоном партий во время лета, а 5 числа распустил войска по квартирам.

Этим заключились военные действия Чеченского отряда, который в продолжении кампании с 3 января по 5 марта оказал такую деятельность, какую только от ревностных и храбрых войск, составлявших его, можно было ожидать и требовать.

Поражение несколько раз неприятельских скопищ, собранных от всех покорных племен восточной половины Кавказа, обозрение края, известного с давнего времени преградами, поставленными природой, продолжение новых путей вырубкою лесов, — все это произведено в таких размерах, что оконченный 2 месячный поход занял весьма замечательное место в военной истории Кавказа. Открытие кампании было произведено движением в Автур и Гельдиген. Только что собравшиеся неприятельские скопища были разбиты, много аулов и запасов истреблено, но самое главное последствие этого движения — открытие новой военной дороги в глубь Большой Чечни. После сего отряд производил работы, чтоб окончательно усвоить такое важное приобретение и тем положить твердое основание завоеванию края.

В промежутке этого времени войска истребили и разогнали население, гнездившееся в глубине Черных гор, прилегающих к Малой Чечне. Вырубка леса в верховьях речек Гойты и Мартана упрочила за нами места, служившие убежищем непокорных.

Второй период кампании — открытие сообщения крепости Грозной в глубь Большой Чечни — также ознаменовался неутомимыми трудами, мужеством и храбростью войск. В короткое время путь от Грозной через Аргун в долину Хулхулу был устроен и войска 17 и 18 февраля прошли всю Большую Чечню от одного ее края до другого.

Потеря неприятеля при движении этом и упадок духа его известны и без сомнения подтверждаются и подтвердятся сведениями со всех пунктов Кавказа, прилежащих к непокорным горам.

Отряд, пройдя Хулхулу, Гельдыген, Маюртуп и долину Мичика и выйдя в укрепление Куринское, вынес с собою полное и драгоценное убеждение — прямое следствие своих подвигов, что для непокорной Большой Чечни остался только один год существования и никакие усилия неприятеля не могут отдалить времени совершенного завоевания этого края.

Совершив этот подвиг, отряд остальное время, предназначенное господином главнокомандующим для сбора войск, произвел на низовьях Аргуна в продолжение 6 дней такие работы, для исполнения которых при других, несколько менее благоприятных обстоятельствах, надобно было бы снаряжать особую экспедицию.

Несмотря на дремучий лес, изрытый балками, где отряд расположен был в последнее время, расстроенный, упавший духом неприятель не сделал ни одного выстрела.

Генерал-майор Барятинский

ЦГА РД. Ф. 133. Оп. 4.Д.14. Л. 68-69.