311. ЖУРНАЛ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕЧЕНСКОГО ОТРЯДА
7-15 января 1852 г.
8 и 9 числа войскам, после усиленного марша 6 и 7 числа, дан был отдых. В лесу, во время рубки дров, при незначительной перестрелке ранен один часовой.
Кратковременное расположение вверенного мне отряда на настоящем месте имеет целью сделать совершенно удобным и безопасным следование колонн из небольшого числа войск от крепости Воздвиженской на р. Басс, совершенно минуя устроенный неприятелем окоп. Пользуясь упадком духа и расстройством материальных сил неприятеля вследствие ударов, нанесенных ему 6 и 7 числа, я поручил начальнику пехоты отряда генерал-майору барону Меллеру-Закомельскому истребить аулы, гнездящиеся в первых возвышениях, прилегающих к Черным горам Чечни между Аргуном и притоками Джалки.
С этой целью генерал-майор барон Меллер-Закомельский с колонною, состоявшею из 2 батальонов Навагинского, 3 князя Чернышева полков, команды сапер, всей конницы отряда, дивизионов батарейной № 3 батареи 19-й артиллерийской бригады, легкой № 5 батареи 20-й артиллерийской бригады, конно-артиллерийской казачьей № 15 батареи и ракетных команд князя Чернышева и Воронцова полков 10 числа в 4 часа утра двинулись по дороге на Ченгорой. [410]
По тревоге жители аулов, а также бывшие там неприятельские толпы, заняли расположение на высотах аула, готовясь встретить войска наши. Чтобы облегчить атаку крепкой неприятельской позиции, генерал-майор барон Меллер-Закомельский выдвинул конницу под начальством подполковника Эттингера против оконечности правого фланга неприятельского расположения, подкрепив окоп 5-м батальоном Навагинского полка. Вместе с тем полковник барон Николаи с 4-м батальоном Навагинского, 1-м и 2-м батальонами князя Чернышева полка и с дивизионом легкой № 5 батареи, став на позиции перед аулами, открыл огонь из орудий и потом двинулся в атаку через ручей, протекавший в весьма крутых берегах перед фронтом неприятельской позиции. Неприятель, опасаясь быть отрезанным конницею и сбитый атакой пехоты, очистил аул Ченгорой-Юсуп и Центорой и оттянулся в аулы Джалий и Салгирей.
Генерал-майор барон Меллер-Закомельский, оставив на этой позиции 4-й батальон Навагинского полка с дивизионом легкой № 5 батареи, двинул 1-й и 2-й батальоны князя Чернышева полка в атаку аулов Джалий и Салгирей. Несмотря на упорное сопротивление, неприятель был выбит штыками чернышевцев и все эти аулы с большим запасом сена и кукурузы были истреблены. Солдатам досталось много добычи всякого рода. Толпа чеченцев и горцев несколько раз возобновляла бой с двумя батальонами князя Чернышева полка и каждый раз была отбрасываема штыками.
Разбивши толпы горцев, генерал-майор барон Меллер-Закомельский сосредоточил свою колонну на первой занятой у неприятеля позиции, имея в голове 1-й и 2-й батальоны князя Чернышева полка с дивизионом легкой № 5 батареи, влево Навагинские батальоны и стрелковую команду князя Чернышева, а вправо и в резерве 4-й батальон князя Чернышева полка с дивизионом батарейной № 3 батареи. В это время новые неприятельские толпы прибыли на подкрепление и внезапно из лесу атаковали левый наш фланг. Навагинцы под начальством подполковника Наумова встретили штыками эти новые толпы неприятеля, опрокинули их, отбили несколько тел, а огонь стрелков и князя Чернышева полка и картечь дивизиона легкой № 5 батареи рассеяли бежавшего неприятеля.
После этого колонна, спустясь с высот, выдвинулась на поляну, слабо преследуемая неприятелем, который открыл было огонь из 3 орудий. Дивизион батарейной № 3 батареи заставил замолчать эти орудия, под одним из них было раздроблено колесо. Генерал-майор барон Меллер-Закомельский возвратился в лагерь, блестящим образом исполнив возложенное на него поручение.
Потеря в этот день с нашей стороны состоит: убитыми 6 нижних чинов, ранены: майор Тромбовецкий — пулею в бок, прапорщик Бочкарев — пулею в ногу и нижних чинов — 58, лошадей убито 18. Неприятель потерял до 200 чел. убитыми и тяжело раненными. В числе их находится несколько приближенных Шамиля.
11 и 12 числа, чтобы очистить совершенно от лесу пространство между Шалинскою просекою и Мезоинскою поляною, были колонны посланы под начальством полковника Левина и флигель-адъютанта князя Воронцова дня рубки леса. Неприятель не показывался.
13 числа в воскресенье работ не было.
14 числа колонна под начальством флигель-адъютанта полковника князя Воронцова окончательно вырубкою леса соединила Шалинскую просеку с [411] Мезоинскою поляною и с первыми возвышениями, прилегающими к Черным горам Большой Чечни. Узкая лента лесу, пересекаемая небольшими полянами, отделяла эту открытую равнину от крепости Воздвиженской и от настоящего расположения лагеря. Полковник князь Воронцов от места, где производил рубку, двинулся прямой дорогой через лес к лагерю, из которого навстречу ему послан был Генерального штаба полковник Рудановский с 2-м и 4-м батальонами генерал- адъютанта князя Чернышева полка. Следствием этого движения был подробный обзор местности и предположение для новых работ, которые должны окончиться в несколько дней. Тогда вся равнина до Черных гор будет в нашей власти, непокорные лишатся земель, теперь закрытых лесом, а крепость Воздвиженская будет иметь кратчайшее сообщение с Шалинскою просекою, оставляя Шалинский окоп влево с Мезоинскою и Автурскою полянами. При этих движениях неприятельские толпы на высотах находились, но дела не завязывали.
Вечером получено сведение от лазутчиков, что Шамиль, не довольствуясь многочисленным сбором от Большой Чечни, соседних с нею нагорных обществ и всего Дагестана, потребовал к себе из ущелий речек Малой Чечни конных и пеших.
Семидневный рапорт о состоянии отряда при сем прилагается (Приложение отсутствует (Прим. сост.)).
Свиты Его величества генерал-майор Барятинский
ЦГА РД. Ф. 133. Оп. 4. Д. 14. Л. 13-14. Копия.