267. ОТНОШЕНИЕ КОМАНДИРА ОТДЕЛЬНОГО КАВКАЗСКОГО КОРПУСА И НАМЕСТНИКА КАВКАЗА ГЕНЕРАЛА ОТ ИНФАНТЕРИИ М. С. ВОРОНЦОВА ГЕНЕРАЛУ ОТ ИНФАНТЕРИИ В. Ф. АДЛЕРБЕРГУ О ПОЖАЛОВАНИИ КАЗИКУМУХСКИМ БЕКАМ СЕЛЕНИЙ В КЮРИНСКОМ ХАНСТВЕ

30 июня 1847 г.

С самого прибытия моего на Кавказ обратил я особое внимание на изыскание способов к обеспечению беков казикумухских и кюринских, происходящих из ханской фамилии. Большая часть из них со времен водворения русского владычества в Южном Дагестане осталась без средств существования и без определенных прав собственности, и хотя главное начальство, а именно генерал Головин, еще в 1842 г. занялся этим делом и предписал генерал-лейтенанту князю [378] Аргутинскому представить соображение свое, но исполнение замедлилось до сих пор, потому что генерал сей озабочен был беспрерывными военными действиями, а равно и по трудности собрать полные и верные сведения и разобрать показания, часто противоречащие и пристрастные, дабы не оскорбить ничьих прав и не подать повод к справедливому неудовольствию.

Между тем, считая это делом первостепенной важности, я принял все меры к ускорению оного. Действительно, беки сии, многие по личным заслугам, другие по знатному происхождению и близкому родству к ханам, которые много содействовали к утверждению спокойствия в пограничных наших областях и к отражению замыслов дагестанских возмутителей, по всей справедливости заслужили, чтобы правительство дало им средства к безбедному существованию. В политическом отношении считаю я также весьма полезным и даже необходимым показать уважение полное к влиятельнейшим лицам в крае, сопредельным с непокорными лезгинскими обществами, привязать их к нам собственными их выгодами и делать для них ощутительную разницу в положении их покровительством благодетельного правительства, охраняющего их права, с тем, в которых бы они находились под игом Шамиля, явно враждебного к высшим сословиям. Этим только способом можем мы приобрести надежных приверженцев между беками, которые сами охранять будут тишину и покорность в деревнях своих и в сопредельных с непокорными обществами, избавляя нас тем от беспрерывных дорогостоящих и не всегда возможных передвижений войск.

Так как в Кюринском и Казикумухском ханствах не введено еще гражданское устройство, так как здесь речь идет о доставлении потомкам ханских фамилий средств к существованию, то, по моему мнению, это дело может быть решено независимо от общего предположения о правах беков и агаларов в Закавказском крае, и необходимо решить его ныне же, дабы предупредить всякие колебания и сомнения в обществах, ближайших к театру военных действий.

Я полагал бы утвердить распределение деревень на следующих основаниях.

1) В награду за отличную службу и преданность к правительству и во внимание к происхождению их от ханских фамилий предоставить поименованным ниже сего бекам Кюринского и Казикумухского ханств права потомственного владения над некоторыми деревнями первого из сих ханств, в прилагаемом списке обозначенными (См.: следующий документ (Прим. сост.)).

2) Всемилостивейше пожаловать деревни в потомственное владение следующим лицам: 1. подполковнику Абдул-Рахман-беку; 2. гвардии ротмистру Агалар-беку; 3. поручику Абдулла-беку — все трое дети Омар-бека, брата генерал-майора Аслан-хана, бывшего Казикумухского хана; 4. подполковнику Юсуф-беку; 5. капитану Гарун-беку; 6. капитану Магмут-беку; 7. прапорщику Джабраил-беку — все четверо дети Тагир-бека, другого брата генерал-майора Аслан-хана; 8. дочери майора Гасан-Аги, родного брата покойного генерал-майора Аслан-хана, Фатме, ныне в замужестве за капитаном Гарун-беком; 9. дочери предпоследнего казикумухского хана, Нуцал-хана, Шамай-бике, ныне в замужестве за подполковником Абдул-Рахман-беком.

3) Деревни, предназначаемые к пожалованию помянутым лицам, со всею [379] принадлежащею им землею исключить из казенного ведомства. Жителей сих деревень обязать наравне с прочими деревнями Кюринского владения отбывать земскую повинность и службу в милиции, от взноса же податных денег и хлеба освободить.

Независимо от земли, которая отрежется во владение бекам с жителями селений, дать им еще земли из казенной или так называемой ханской, в известном количестве, которое определится при ближайшем осмотре местности, на тех же правах потомственного владения.

Жителей поименованных деревень, поселенных на земле помещичьей, оставить по-прежнему на правах государственных крестьян с тем, чтобы они платили определенную подать не казне, а бекам; но дабы сии последние не могли угнетать несоразмерными налогами, предоставить жителям право в крайних обстоятельствах переселиться на казенные земли с разрешения главнокомандующего Отдельным Кавказским корпусом со всем движимым их имуществом.

Так как жители поименованных деревень обязываются вместо податей в казну взносить таковые бекам, то сложить с Кюринского владения то количество денег и хлеба, которое те деревни по раскладке вносили в казну в последнее время.

Сообщая Вашему высокопревосходительству таковые мои соображения для всеподданнейшего доклада государю императору и испрошения высочайшего по оному разрешения, честь имею присовокупить, что подробности распределения Вы изволите усмотреть из прилагаемого списка деревням Кюринского владения с показанием числа дворов и каждой вносимой ими теперь в казну подати и с отметкою, кому именно какие назначаются.

ЦГА РД. Ф. 3. Оп. 1. Д. 9. Л. 9-12. Копия.