223. РАПОРТ НАЧАЛЬНИКА ГЛАВНОГО ШТАБА ОТДЕЛЬНОГО КАВКАЗСКОГО КОРПУСА ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА ТРОСНИНА ВОЕННОМУ МИНИСТРУ ГЕНЕРАЛУ ОТ КАВАЛЕРИИ А. И. ЧЕРНЫШЕВУ О МЕРАХ ПО ПРЕКРАЩЕНИЮ ВОЛНЕНИЙ В ДАГЕСТАНЕ
24 июня 1844 г.
Имею честь почтительнейше донести Вашему сиятельству, что по получении рапорта начальника Лезгинского отряда генерал-майора Шварца к командиру Отдельного Кавказского корпуса от 6 июня № 376, сим в копии Вашему сиятельству представляемого (Рапорт опубликован в: ”Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20—50-х годах XIX века. Сб. документов”. Махачкала, 1959. С. 476. (Прим. сост.)), об измене елисуйского султана, я по соглашению с начальником гражданского управления тех мер, которые в настоящих обстоятельствах необходимы, сделал следующие распоряжения.
1. Отправил немедленно 3-й батальон Эриванского карабинерного полка, находившегося в Тифлисе для содержания караулов, в крепость Новые Закаталы, присоединил к оному два легкие орудия Кавказской гренадерской артиллерийской бригады легкой № 1 батареи, расположенной на урочище Гамборах. Войска эти следуют под начальством командира Эриванского карабинерного полка полковника Бельгарда усиленными переходами и прибудут в Новые Закаталы для подкрепления правого фланга Лезгинской кордонной линии 15 числа сего месяца; в резерв же левому флангу этой линии отправлены уже прежде 2-й батальон того же полка с 4 легкими орудиями. На место выступившего из Тифлиса батальона я приказал немедленно прислать сюда для содержания караулов 2 роты от 4-го батальона Эриванского карабинерного полка и 2 роты от 3-го батальона Мингрельского егерского полка, находящихся в полковых штаб-квартирах урочищ Манглис и Белый Ключ; за сим в штаб-квартирах сих осталось по 2 роты. [310]
2. Предписал командирам Донских казачьих № 31 и № 33 полков, находящихся в следовании с Дона в Грузию, ускорить, сколько возможно будет без изнурения лошадей, прибытие свое в Тифлис, куда, как я полагаю, первый из этих полков прибыть может 1 числа будущего месяца, а последний не прежде 12 числа.
3. Сообщив с нарочным курьером начальнику Самурского отряда и начальнику Каспийской области полученные мною от генерал-майора Шварца сведения, я просил генерал-майора князя Аргутинского-Долгорукова принять заблаговременно все зависящие от него меры к охранению спокойствия между жителями Самурского округа и соседних с оным обществ и уведомить меня со всею подробностию, до какой степени он полагает возможным содействовать с своей стороны прекращению обнаружившихся в Елисуйском владении волнений. Генерал-майору же Иванову начальник гражданского управления генерал-лейтенант Гурко предписал принять в свое ведение все войска, в Каспийской области расположенные, и с возможною поспешностию сделать зависящие распоряжения к ограждению мусульманских провинций, смежных с Елисуйским владением, от распространения возникших в сем последнем беспокойств. Командующему 2-ю бригадою Грузинских линейных батальонов полковнику Быкову предписано мною состоять в полном ведении генерал-майора Иванова и безусловно и со всею точностию исполнять все его приказания. Принимая же в соображение, что в Каспийской области кроме казаков, содержащих внутренние и пограничные посты, и Грузинских линейных батальонов, ослабленных еще в прошлом году командированием 4 рот в Кубу и Дербентский военный округ, не имеется решительно никаких военных средств, то я просил начальника Самурского отряда возвратить безотлагательно усиленными переходами в распоряжение генерал-майора Иванова означенные 4 роты, а заведующему легкою № 4 батареею 19-й артиллерийской бригады, расположенною в Гаджалахе, предписал привести в совершенную готовность к выступлению два последних орудия, имеющихся налицо в этой батарее.
4. Для получения скорейших известий о ходе дел в Джаро-Белоканском военном округе я отправил к генерал-майору Шварцу офицера Генерального штаба, поставив ему в обязанность доехать непременно до начальника Лезгинского отряда, выступившего 8 числа из Новых Закатал в Элису, и собрать на пути и на месте все те сведения, которые в настоящих обстоятельствах необходимы.
5. Отправил к господину корпусному командиру курьера как с донесением генерал-майора Шварца, так и с докладом о всех принятых вследствие оного мерах.
Вслед за исполнением изложенных распоряжений я получил рапорт Грузинского гренадерского полка полковника Кокума, временно управляющего за отсутствием генерал-майора Шварца Джаро-Белоканским военным округом, от 8 июня № 914, в котором доносит, что, по полученным им сведениям, жители горного магала означенного округа, живущие на верховьях р. Самура, отложились и присоединяются к елисуйскому султану и Башир-беку, из которых последний будто бы перешел через гору Орчи-Даг с 6-тыс. партиею с намерением на днях спуститься по Мукрахскому ущелью и по соединении с султаном двинуться к Закаталам, куда для совместных с ними действий должен прибыть Кибит-Магома с столь же значительною партиею через гору Акимал и сел. Белокан. Начальник же гражданского управления Закавказским краем уведомил меня от 16 июня №№ 116 и 4946, что хотя Шекинским уездным начальником и сделано [311] распоряжение к сбору 2 тыс. вооруженных жителей и 200 милиционеров, но как на преданность жителей Шекинского уезда нельзя вполне положиться, а в соседнем с оным Елисуйском уезде, в котором во всякое время нарушалось спокойствие грабежами и разбоями, производимыми кочующими по правому берегу Алазани татарами, при настоящих обстоятельствах беспорядки могут увеличиться, через что г. Нуха и Елизаветполь и находящееся на сих пунктах значительное казенное имущество могут подвергнуться опасности, то генерал-лейтенант Гурко почитает совершенно необходимым усилить с возможною поспешностью гарнизоны этих городов, в коих ныне находятся: в Нухе одна рота Грузинского линейного № 6 батальона, а в Елизаветполе только уездная инвалидная команда.
Сколь же очевидна крайняя необходимость в скорейшем по возможности усилении как войск Лезгинской кордонной линии, так и гарнизонов помянутых двух городов, но, не имея под рукою никаких войск, которых бы можно было отправить безотлагательно на угрожаемые пункты, я должен был ограничиться следующими распоряжениями:
Командиру Кавказской резервной гренадерской бригады предложил прислать в Тифлис форсированным маршем последний батальон Грузинского гренадерского полка, оставшийся при штаб-квартире в городе Гори, а командиру 5-го батальона Мингрельского егерского полка, находящемуся на работах по Военно-Грузинской дороге, я предписал оттянуть немедленно с работ расположенные на пространстве от Тифлиса до Пассанаура две роты вверенного ему батальона и прибыть с оными сюда. Присоединя к этим войскам то, что без значительно ослабления Тифлисского гарнизона может быть взято с оного, я надеюсь иметь в сборе через 6 дней 2 батальона, которые вместе с 4 орудиями батарейной № 1 батареи, приводящимися по моему приказанию в совершенную готовность к выступлению по первому требованию, будут составлять последний резерв войскам, находящимся ныне на Лезгинской кордонной линии.
Уведомив начальника Лезгинского отряда об угрожающей опасности двум главным городам в соседних с Елисуйским султанством уездах, я просил его принять к обеспечению оных все меры, которые по ближайшему усмотрению своему он признает удобоисполнимыми; если же он находит совершенно невозможным отделить для этого какую-либо часть командуемого им отряда, то предписать командиру Донского казачьего № 8 полка отправиться немедленно в Нуху и собрать туда из полковой штаб-квартиры и с внутренних постов, занимаемых вверенным ему полком, столько казаков, сколько он почтет возможным без значительного ослабления почтовых дорог. Между тем, для скорейшего сбора в Нуху необходимого для охранения внутреннего порядка в городе числа казаков, я послал с курьером предписание командиру находящейся от означенного полка в Шекинском уезде сотни собрать немедленно 50 казаков и состоять в полном распоряжении уездного начальника.
Принимая во внимание, что заведывавший Елизаветпольской инвалидною командою капитан Клопотовский, который вместе с тем исправлял и должность воинского в Елизаветполь начальника, предан суду, а назначенный на это место офицер еще не прибыл в Елизаветполь, где таким образом ныне не имеется настоящего воинского начальника, а исправляет эту должность младший офицер, я нашел необходимым выслать туда как можно поспешнее штаб-офицера, который [312] бы мог принять надлежащие меры к охранению спокойствия в помянутом уезде, подчинив ему все воинские команды, в оных расположенные, и потому просил походного атамана Донских казачьих полков, при корпусе состоящих, отправить безотлагательно в Елизаветполь командира Уральского № 7 полка подполковника Бородина, предписав ему с постов, а также из полковой штаб-квартиры собрать возможно большее число казаков и, усилив казачьи посты по упраздненному в недавнем времени Елизаветпольскому почтовому тракту, устроить беспрепятственное и скорейшее сообщение, по которому могли бы быть отправлены экстренные бумаги в каждое время между Тифлисом и Елизаветполем, как старшему воинскому начальнику; относительно же содействия всем распоряжениям сего штаб-офицера со стороны местного гражданского начальника сообщил Грузино-Имеретинскому гражданскому губернатору для снабжения управляющего Елизаветпольским уездом надлежащим по сему предмету предписанием.
Почтительнейше донося обо всем этом Вашему сиятельству с нарочным фельдъегерем и представляя при сем как рапорт генерал-майора Шварца к Вашему сиятельству, так и копию полученного мною сейчас рапорта начальника Лезгинской кордонной линии полковника Маркова от 10 июня № 94 (Рапорт отсутствует (Прим. сост.)), долгом считаю приложить к сему моему донесению краткое расписание пехоты, в Закавказском крае расположенной (Расписание отсутствует (Прим. сост.)), с означением частей, находящихся в командировках.
Пред самым отправлением фельдъегеря возвратился от генерал-майора Шварца посланный к нему офицер Генерального штаба и привез представляемый вместе рапорт к Вашему сиятельству за № 3098 (Рапорт отсутствует (Прим. сост.)). Известия, доставленные этим офицером, несколько успокоительны: жители Белоканского округа и Шекинского уезда спокойны и делали приготовления в обороне на случай нападения елисуйского султана.
По сведениям, полученным через лазутчиков, султан находится в Елису в доме своем, никого до себя не допуская, и говорит, что ожидать будет ответа на письмо, отправленное им господину корпусному командиру.
РГВИА. Ф. 846. Оп. 16. Д. 6544. Л. 1-6 с об. Подлинник.