34. ДОНЕСЕНИЕ ГЛАВНОГО ШТАБА ОТДЕЛЬНОГО КАВКАЗСКОГО КОРПУСА В ГЛАВНЫЙ ШТАБ Е.И.В. ОБ УСПЕХАХ ГАЗИ-МАГОМЕДА В ДАГЕСТАНЕ

25 февраля 1830 г.

Мулла Кази-Мугама из общества Гимринского, еще в 1828 г. в дер. Чиркее Салатавского общества, принадлежащего князьям андреевским, аксаевским и костюковским, убеждал магометан предать себя по делам судным духовной власти, то есть шариату. Получив от жителей сей деревни присягу, требовал того же от других обществ, и таким образом распространяет шариат между дагестанцами.

Сей мулла (по донесению генерал-лейтенанта барона Розена от 13 февраля), собрав из Гумбатлинского, Койсубулинского и Салатавского владений до 6 тыс. жителей, прошел до дер. Аракан, где, арестовав кадиев и князей, отвергающих шариат, и взяв от прочих жителей присягу собраться около половины февраля в назначенный пункт для преклонения к себе Аварского ханства, а потом общим сборищем идти в Салатавское общество, с уверенностью, что оное [38] присоединится к нему и последует на дер. Андреев. Когда удастся произвести в деревне сей возмущение, то обще с чеченцами действовать на крепости наши.

Возмутитель сей посылал с приглашением в Аварское ханство, хан Аварский известил о сем генерал-майора Энгельгардта, уверяя в непременной преданности своей государю императору.

После того мулла Кази-Мугама, собрав до 9 тыс. чел., завладел силою двумя деревнями Андийского владения, и, по-видимому, намерен идти к главной деревне Андийского владения, в коей уже замечаются многие приверженцы шариата.

Равномерно доносит от 9 февраля военно-окружной начальник в Дагестане, что Кази-Мугама, поселя в народе новую секту, склонил к принятию оной гумбетовцев, салатавцев, койсубулинцев и многие деревни шамхальских владений. Ныне в числе до 8 тыс. мятежников отправился к аварцам, дабы, собрав принявших новую секту, двинуть их к 11 февраля во владения шамхала, где, присоединив к себе возмущенных, идти со всею массою на крепость Бурную и, уничтожив оную, действовать обще с чеченцами против наших крепостей по Тереку.

Абдул Месселем, сын шамхала, был недавно у хана Аварского для приглашения его в секту, по возвращении приглашал к тому же деревни мехтулинские, и ныне, находясь в Казанищах, имеет в готовности три возмутительные значка.

Генерал-лейтенант барон Розен сделал следующие распоряжения:

1. Взяв из крепости Грозной 150 егерей и столько же с двумя орудиями из станицы Щедринской, выступил 13 февраля в дер. Андреев, предписав туда же следовать и Бутырскому пехотному полку с 4 орудиями.

2. Предписал 200 чел. Моздокского казачьего полка с 2 конными орудиями отправить в крепость Внезапную.

3. Из Терского казачьего войска командировано сто казаков с 2 конными орудиями и сто казаков из Моздокского казачьего полка в укр. Казиюртовское.

По распоряжению военно-окружного начальника в Дагестане командирован из Кубы в крепость Бурную Куринской пехотный полк и три орудия. Сверх того предписал Дербентскому коменданту собрать с жителей сколько можно более конницы и направить туда же. Также просил Аслан-хана Казикумухского выслать 200 конных и писал акушинскому кадию вооружить поспешнее акушинский народ и рассеять мятежников.

Командиру Куринского пехотного полка предписал вызвать к себе сына шамхала Абдулу Месселема и, буде окажется виновным в предосудительных предприятиях, то представить в Дербент и посадить в крепость.

Генерал-фельдмаршал граф Паскевич-Эриванский предписал Бородинскому и Тарутинскому полку с ротою артиллерии следовать из Гори в Екатериноград, куда должны прибыть к исходу марта.

Тенгинский пехотный полк отправить по линии через Дагестан.

Военно-окружному начальнику Дагестана предоставлено собрать отряд и двинуться с оным по усмотрению к сел. Параул, дабы стать на главной дороге из гор к Дагестану.

ЦГА РД. Ф. 133. Оп. 4. Д. 1. Л. 63.