218. РАПОРТ КОМАНДИРА ОТДЕЛЬНОГО КАВКАЗСКОГО КОРПУСА ГЕНЕРАЛА ОТ ИНФАНТЕРИИ А. И. НЕЙДГАРДТА ВОЕННОМУ МИНИСТРУ ГЕНЕРАЛУ ОТ КАВАЛЕРИИ А. И. ЧЕРНЫШЕВУ О МЕРАХ ПОДАВЛЕНИЯ ВОЛНЕНИЙ ЖИТЕЛЕЙ КАЙТАГА И ТАБАСАРАНА

3 марта 1844 г.

Начальник Самурского отряда генерал-майор князь Аргутинский-Долгоруков, удостоверившись лично в положении дел в Терекемейском участке и на границе Верхнего Табасарана, доносит от 24 февраля № 483 следующее:

Часть Терекемейского участка, именно Кайтаг, занята неприятелем. Общества Башлы и Терекеме в сильном волнении и при первом появлении мюридов готовы пристать к ним и действовать общими силами. Вольный Табасаран склоняется на сторону Шамиля, а потому жители Нижнего Табасарана в большом страхе, не будучи в состоянии сопротивляться неприятелю без нашей помощи.

По мнению генерал-майора князя Аргутинского-Долгорукова, расположение отряда под командою полковника Заливкина в сел. Великент в настоящих обстоятельствах не может ни удержать в повиновении жителей, ни прикрыть нашего сообщения, разъединенного занятием мюридами Кайтага, которые, усиливаясь с каждым днем, грозят вторжением на наши плоскости для грабежа и разорения жителей, им не повинующихся.

Находя сверх того, что гражданское управление в Терекемейском участке не может иметь, при настоящих обстоятельствах, достаточной силы и власти для удержания жителей в повиновении, генерал-майор князь Аргутинский-Долгоруков признал необходимым следующее распоряжение.

1. Терекемейского участкового заседателя вызвать из Великента в Дербент, а управление участком этим, когда-то известным под названием уцмийства, поручить в полное распоряжение майору Джамов-беку Кайтагскому до более благоприятного оборота наших дел. Способности Джамов-бека и известность его в этой части Дагестана если не обеспечат своевременно нашего сообщения и не успокоят колеблющийся народ, то по крайней мере генерал-майор Аргутинский уверен, что усердием своим Джамов-бек не поставит дела наши в худшее положение противу настоящего времени. [304]

2. Войска Самурского отряда, расположенные в долине р. Самура в числе 4 батальонов пехоты при 2 легких и 4 горных орудиях, кубинских военных нукеров, ахтынской и кюринской милиции двинуть в Южный Дагестан к границам Вольного Табасарана и Кайтага; отряд должен был туда выступить 25 числа февраля.

3. Отряду полковника Заливкина приказал выступить из сел. Великента и соединиться с Самурским отрядом в сел. Мараге.

Соединением двух этих отрядов генерал-майор князь Аргутинский-Долгоруков надеется остановить всеобщее восстание, выгнать мюридов из Кайтага и утвердить нашу власть до времени в этой части Дагестана, удаляясь при том с Самурским отрядом от прямого сообщения с Казикумухским ханством на один лишь переход.

Имея честь донести о сем Вашему сиятельству, почтительнейше присовокупляю, что после отправленного с фельдъегерем донесения моего от 1 числа № 244, из Северного Дагестана и с Лезгинской кордонной линии не получено никаких сведений, заслуживающих внимания в военном отношении.

РГВИА. Ф. 846. Оп. 16. Д. 6535. Л. 76-77. Подлинник.