202. ЗАПИСКА КАПИТАНА ВРАНКЕНА О ПРИЧИНАХ УСПЕХОВ ИМАМА ШАМИЛЯ И МЕРАХ БОРЬБЫ С НИМ

[Не позднее 18 декабря 1843 г.]

Причины успехов Шамиля

Беспрестанные разъезды по Дагестану доставили мне случай убедиться, что все тамошние жители ненавидят нас. Покоренные силою оружия, они удерживаются в повиновении страхом наказания, но в душе всегда таят надежду свергнуть чуждую власть при первом удобном случае. Необыкновенное легковерие горцев находит эти случаи почти в каждом нелепом слухе, распускаемом нашими врагами и богомольцами, возвращающимися из Мекки. Вот почему дагестанские народы так часто возмущались и мирились с нами.

С другой стороны, должно сознаться, что мы начали завоевание Дагестана без системы. Генерал Ермолов, пользуясь разделением и несогласием горцев, обращал свои действия в ту сторону, где мог ожидать больших успехов, он надеялся покорением сильнейших обществ навести страх на малочисленных. Притом завоевания его были так быстры, что ему некогда было подумать об округлении наших владений в Дагестане. Вслед за тем турецкая и персидская кампании отвлекли наше внимание в другую сторону и дали время новому учению развиться и укорениться между горцами.

Таким образом, при вступлении в управление Закавказским краем генерала Головина подвластные нам дагестанские народы занимали по берегу Каспийского моря узкую полосу земли, от коей глубоко врезывались в непокорные нам горы: на юге — Куринское и Казикумухское ханства, а на севере — Авария. Враждебная нам долина р. Самура отделяла два первые от Кубинского и Шекинского уездов, а непокорный Андалал и полумирные Акуша, Цудахар, Сюрга и Вольный Табасаран лежали между Казикумухом и Авариею; наконец, сия последняя, будучи окружена с трех сторон враждебными обществами, не имела никакого прямого сообщения с Чечней.

Генерал Головин успел только покорить долину р. Самура (ныне Самурский округ), прочие наши завоевания не удались: Гумбет и Салатау отстояли свою независимость, Чечня и Андалал отложились, Казикумух едва успокоился, а против Табасарана и Кайтага ничего не предпринималось.

Чтобы упрочить наши разобщенные владения, мы покрыли Дагестан сетью небольших укреплений. Укрепления эти, построенные на скорую руку и очень слабо занятые, не могли подавать помощи даже ближайшим деревням и потому ограничивались командою и защитою одного какого-либо селения, а в случае возмущения обороняемого ими края, доставались в руки неприятеля.

Между тем, раздробляя наши силы для занятия каждого важного пункта, мы теряли возможность отразить неприятеля даже там, где местность ему не благоприятствовала.

При таковом положении края неприятель, находясь с значительными силами между нашими владениями, мог всюду вторгнуться и везде ожидать успеха.

Вот причины неудач наших в Аварии.

 

Военные предположения на будущее время

Чтобы положить твердое основание владычеству нашему в Дагестане, мне кажется необходимо: [278]

1. Занять снова Аварию и Койсубу (как объяснено в статье об этих владениях).

2. Покорив Аварию, построить близ сел. Ругуджи, Тилитли и у Карады, или где окажется удобнее, 2 или 3 укрепления, дабы, связав Аварию и Койсубу с Казикумухом, отрезать Акушу, Цудахар, Сюргу и Вольный Табасаран от подвластных Шамилю обществ.

3. Разъяснить двусмысленные отношения к нам Акуши и Цудахара и привести их в полную покорность.

Таким образом обеспечится Южный Дагестан, а чтобы упрочить за нами Северный, надобно:

4. Покорить Гумбет и Салатау, где чеченцы до сих пор находили верное убежище от экспедиций наших по плоскости.

Завоевание Гумбета и Салатау сопряжено с большими затруднениями и потому потребует одновременных действий от рр. Сунжи, Сулака и на Андийском Койсу.

5. Впоследствии полезно было бы соединить Аварию с Кахетиею, устроив оборонительную линию и проведя дорогу по Аварскому Койсу до самых верховьев его. Для достижения этого (когда Андалал будет уже завоеван) останется покорить слабое Карахское общество и Тлейсерух; анкратльские общества и теперь считаются нам покорными.

6. Порядок, в котором должны делаться эти завоевания, будет зависеть от обстоятельства, но надобно помнить, что Средний Дагестан, прикрывая собой закавказские провинции, для нас важнее Северного.

 

Новая оборонительная линия

Оборонительная линия по течению Аварского Койсу дает нам важные преимущества:

а) Она хорошо прикроет и отделит от непокорных общества все завоеванные нами дагестанские владения.

в) Она займет небольшое протяжение, потому, что от Хунзаха по Аварскому Койсу всего 140 верст до Кахетии (Горцы уверяли меня, что перевал через Кавказский хребет у истоков Аварского Койсу очень удобен (Прим. док.)).

с) Линию эту нетрудно удержать за собою, потому что, кроме прямых сообщений различных ее пунктов с Темир-Хан-Шурою, Дербентом и Кубою, мы будем иметь в своих руках поперечные и обходные дороги, например, в случае вторжения Шамиля в Казикумух отряды наши могли бы зайти в тыл неприятелю из Кахетии и Хунзаха. Точно также, при нападении его на Аварию, войска наши прибыли бы туда в три дня из Казикумуха и Чечни.

 

Резервы оборонительной линии

Для подкрепления новой оборонительной линии надо иметь значительные резервы: для Северного Дагестана в Темир-Хан-Шуре, а для Южного и Среднего в Кюринском владении близ сел. Касум-Кент.

 

Укрепления в Дагестане

Укрепления в Дагестане должны быть двух родов: 1) одни для обороны вновь завоеванного края, 2) другие — для обеспечения его сообщений с главными резервами. [279]

 

Укрепления на оборонительной линии

При расположении и постройке первых надобно соблюдать:

1. Чтоб число их было весьма ограничено, ибо неприятель, дерзнувший обойти одно из них, не затруднится сделать то же самое и с другими.

2. Дабы неприятель не мог вторгнуться в оборонительный край небольшими партиями, должно давать им активную силу, то есть не менее 6 рот гарнизона, и притом располагать на местности столь неприступной, чтобы укрепление, выслав целый батальон на помощь или для усмирения ближнего селения, могло еще легко оборониться с остальными двумя ротами.

3. Но главное назначение таких укреплений будет состоять в охранении значительных провиантских и артиллерийских складов, дабы отряд, прибывший для отражения неприятеля налегках, мог найти в них продовольствие и заряды по крайней мере на месяц. С этою же целью они должны быть отчасти вооружены легкими орудиями на полевых лафетах.

 

Укрепления для обеспечения сообщений

На главном и удобнейшем сообщении вышеупомянутых укреплений с основаниями наших действий полезно укрепить один или два пункта.

1. Если ущелье, по которому пролегает дорога, узко и с обеих сторон едва доступно, то для удержания его за нами достаточны два укрепления: одно на половине длины ущелья, но столь сильное, чтоб могло отделять часть войск в тыл неприятелю, дерзнувшему обойти его; другое — маленькое, вроде максимилиановских башен, у выхода из ущелья. Но если обороняемый край открыт и повсюду доступен, то это последнее укрепление может служить также и для обороны его, и в таком случае должно иметь сильный профиль и значительный гарнизон, как объяснено выше.

2. Если сообщение наше идет по широкому ущелью или хотя и по узкому, но которое нетрудно обойти, то укреплений в нем строить не следует, потому что ежемесячная убыль умершими в гарнизонах в продолжение нескольких лет превзойдет единовременную потерю в небольшом деле, могущим здесь случиться.

3. Приняв в соображение гористую и разнообразную местность Дагестана, трудно исчислить все случаи, когда, где и какие укрепления необходимы, но надобно принять за правило, чтобы число укреплений было как можно ограничено, но чтобы зато профиль и силы их соответствовали их назначению. Впрочем, до сих пор главные затруднения при охранении наших сообщений с Казикумухом и Авариею происходили от того, что между этими владениями лежат непокорные земли.

Об образе действий наших наступательных отрядов

Предварительные распоряжения

Несвоевременная и медленная доставка к отрядам зарядов и, в особенности, сухарей очень связывает действия отрядных начальников. Несмотря на все их старания, войска редко имеют более нежели на 10 дней продовольствия и чем далее входят в горы, тем подвоз оного становится затруднительнее.

Чтобы устранить столь важное неудобство, необходимо заранее складывать провиант и заряды в укреплениях на границе непокорных обществ и, кроме того, иметь при отрядах черводарские транспорты: один из них будет доставлять [280] продовольствие от оснований наших действий к этим промежуточным складочным пунктам, другой — от сих последних к действующему отряду.

Войска, предназначенные для экспедиций, должны прибыть на сборный пункт за две недели до начала ее, дабы батальоны, сделавшие иногда по 900 верст похода в самое дурное время года, успели отдохнуть и устроиться, а генералы могли ознакомиться со способностями частных начальников. Для этого недурно сделать раза два небольшие практические маневры.

 

Сила отряда

Мнение, будто в горах бесполезно действовать большими силами, справедливо только в том случае, когда все они вступают в неприятельский край по одной дороге, но и тогда значительный отряд имеет следующие выгоды:

1) Он легко обеспечит свои сообщения;

2) Без затруднения отделит от себя значительные части войск в обход неприятельской позиции;

3) Может также оставить часть войск для блокады укрепленного селения, а сам двигаться далее в глубь завоеванного края;

4) Многочисленность отряда, возвышая дух солдата, роняет самоуверенность горцев.

Если же силы наши так велики, что могут быть разделены на два или на три совершенно самостоятельных отряда, то, напротив, движением их с разных сторон в землю неприятеля получим важные преимущества:

1. Каждый отряд сделается подвижнее;

2. Доставка продовольствия и снарядов значительно облегчится;

3. Внимание и силы неприятеля будут разделены на многих пунктах;

4. При успехе одного из наших отрядов неприятель не может держаться против прочих, не подвергая опасности своего тыла;

5. При неудаче одного из них успех экспедиции еще не потерян.

Сила и состав каждого отряда будет зависеть от назначения его, свойства местности, на которой он должен действовать, от удаления его от соседних отрядов и проч.

При нынешних обстоятельствах опасно отделять менее 4 комплектных батальонов и напрасно посылать в совокупности более 12.

 

Действия одного отряда

Первыми условиями успешного действия в горах суть: осторожность, быстрота и внезапность движений. Соблюдя их, отрядный начальник будет избегать штурмов крепких селений и дефиле, употребляя для этого обходы и угрожая отступлению неприятеля; он отвлечет внимание и часть войск его от пункта настоящей атаки и потом со всевозможною быстротою вторгнется в неприятельский край, пройдет опаснейшие места и остановится, чтоб стянуть свои силы, дать отдых войскам и дождаться новых подвозов провианта и снарядов.

По вступлении в земли неприятеля нам откроется гораздо более дорог и пунктов для атаки.

С другой стороны, тамошние жители, озадаченные первым нашим успехом, [281] потеряют самоуверенность, а с нею и взаимное согласие, каждое ущелье захочет оборонять свои деревни и силы неприятеля разделятся.

Тогда отрядный начальник должен стараться склонить часть жителей к покорности, а против остальных снова предпримет быстрые и решительные действия; он обратит все свои силы против какого-либо враждебного нам селения, совершенное истребление коего наведет страх на прочие деревни.

Покорив таким образом целое общество, отряд должен оставаться в нем и до самой зимы для полного успокоения жителей, построения временного укрепления на зиму и для исправления дорог.

 

Действие нескольких отрядов

Выступая в неприятельский край несколькими отдельными отрядами, почти невозможно согласить между собой их движения. Поэтому придется дать каждому из них полную самостоятельность и предоставить действовать сообразно обстоятельствам. Натурально, что действия эти будут значительно облегчены разделениями неприятельских сил и близостью других отрядов; но на случай неудачи которого-нибудь из них полезно иметь позади их общий, хотя незначительный, резерв, который бы мог подкрепить или принять на себя отступающие войска. Без этого резерва иногда пришлось бы отвлекать соседние отряды от прямой цели их.

Заключение

Для прочного завоевания Дагестана надобно уметь соединить наступательную войну с оборонительной: медленно, но безостановочно продвигаться вперед, устраивая оборонительные линии, которые будут служить основаниями для дальнейших действий.

РГВИА. Ф. 846. Оп. 16. Д. 6514. Л. 53-62. Подлинник.