199. ДОНЕСЕНИЕ КОРПУСА ЖАНДАРМОВ КАПИТАНА ВИКТОРОВА НАЧАЛЬНИКУ ШТАБА ТОГО ЖЕ КОРПУСА И УПРАВЛЯЮЩЕМУ III ОТДЕЛЕНИЕМ СОБСТВЕННОЙ Е. И. В. КАНЦЕЛЯРИИ ГЕНЕРАЛУ ОТ КАВАЛЕРИИ Л. В. ДУБЕЛЬТУ О ВЛИЯНИИ ШАМИЛЯ НА ЖИТЕЛЕЙ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
29 марта 1843 г.
сего месяца, при проезде моем по Военно-Грузинской дороге, партия хищников из 30 чел. разграбила экстра-почту, отправленную в 9 часу по полудни со станции Архонтки во Владикавказ при четырех человеках конвоя с урядником, причем опасно ранен один конвойный казак. Господин корпусный командир послал произвести подробное об этом исследование. [275]
Подобные партии хищников стали чаще показываться с некоторого времени на сей дороге. Это дурной признак, несмотря на то, что кабардинцы весьма недавно так торжественно в прошении своем начальству обнаружили свою преданность правительству, прося оповестить окрестные племена горцев, что если кто из них захвачен будет, тот будет предан в руки правительству, сделав в своем кабардинском суде постановление подвергать важным оштрафованиям тех из них, кто будет хотя малейше подозреваем в сношениях с Шамилем или принимать у себя горцев с неблагонамеренною целью. Вскоре же после того, как мне сказывали, они еще подали от себя прошение же, в коем излагают, что как по слухам Шамиль с большими силами хочет вторгнуться в Кабарду, а они собственными своими силами отразить будут не в состоянии, то, предупреждая, просят пособия войск. Не знаю, до какой степени последнее достоверно, но многое заставляет собственно меня не доверять им в искренности, а более видеть общую наклонность к близкому их вероломству. Например: при нападении 13 марта партии хищников из 4000 на хутора помещика Калантарова близ Моздока, когда уже небольшой отряд наш преследовал их за Тереком, до 300 кабардинцев, бывшие справа отряда, видимо без сопротивления осадили назад и тем дали возможность предводителю хищников в этом пункте Ахверды Магома зайти в тыл нашему отряду, который вынужден был, как делают здесь в отчаянных случаях, спешиться и только решительность эта и меткий огонь наших линейных казаков, составлявших этот небольшой отряд, заставили их отступить. При сем случае мы понесли важную потерю в лице девяностолетнего старца узденя Гаджи Астемирова, который постоянною преданностью к правительству имел благотворное влияние в Малой Кабарде; ему потом за известную и между ними преданность его русским Ахверды Магома велел отрезать голову, выкупленную потом родственниками за значительную цену.
Частые тайные сношения Шамиля чрез Кабарду же с закубанскими народами, ныне примечаемые, меньшая надежда на твердость карачаевцев, отклонивших прошлого года от себя союз с закубанцами, как я имел честь минувшего года августа 17 за № 36 доносить Вашему превосходительству, и как в настоящее время сильно говорят о неотложном намерении Шамиля с первым подножным кормом (что в продолжение двух недель быть может в больших силах как со стороны Чечни, так и со стороны закубанских народов) вторгнуться в Кабарду и, соединясь у Минаретского поста, истребить наши поселения, подав тем приличный случай к восстанию Большой и Малой Кабарды, то таковые слухи хотя признать за положительную истину нет достаточных оснований еще, но, с другой стороны, нельзя оставлять такой важной цели неприятеля без должного внимания, каковое, вероятно, и обращено уже властями, имеющими более положительные о всем сведения, и приняты все возможные меры осторожности; но чувствуя важность и самой молвы, я спешу поставить в известность о том Ваше превосходительство.
К тому же признание горскими племенами в лице Шамиля наместника Магомета, именуемого ими Имам-Азам, дают ему чрезвычайную фанатическую власть в мнении и над другими магометанами; а сверх всего нельзя не сознать потери важных средств наших со смертью генерал-майора Ахмет-хана, владельца Мехтулинского — правителя Аварии, и Муса-Хасая, имевшего большое уважение к себе у самых даже соседних кумыкских враждебных нам племен.
Слухи носятся, что аварцы сильно желают иметь над собою правительницею [276] племянницу покойного Ахмет-хана, Султанету, первую жену шамхала Тарковского, женщину с характером твердым. Акт, доказывающий о преданности ее правительству, в 1840 г. я представил господину военному министру во время пребывания его в минувшем году в Закавказском крае; а мехтулинцы желают вместо брата Ахмет-хана, Али-Султана, остаться подвластными сыну первого.
С истинным почтением и совершенною преданностью имею честь быть Вашего превосходительства всепокорнейшим слугой.
РГИА. Ф. 1268. Оп. 1. 1843 г. Д. 437. Л. 2-5 об. Подлинник.