170. ЗАПИСКА НАЧАЛЬНИКА ГЛАВНОГО ШТАБА ОТДЕЛЬНОГО КАВКАЗСКОГО КОРПУСА ГЕНЕРАЛ-МАЙОРА П. Е. КОЦЕБУ О ПОЛОЖЕНИИ НА КАВКАЗЕ
[Не позднее ноября 1841 г.]
(Датировано по содержанию документа)
В регулярных войсках Кавказского корпуса не достает до комплекта около 15 тыс. чел.
Между тем рекруты набора 1841 г. (о назначении коих в Кавказский корпус уведомление еще не было получено) должны поступить на 6-месячный срок в резервную дивизию и потому не могут прибыть на Кавказ ранее осени будущего 1842 г. А так как ежегодная убыль в регулярных войсках Кавказского корпуса простирается до 10 тыс. чел., то, присоединив это число к имеющемуся ныне в сих войсках некомплекту, оказывается, что к осени 1842 г. в одних регулярных войсках Кавказского корпуса будет недоставать до 25 тыс. чел.
По сей причине генерал Головин ходатайствует о немедленном укомплектовании Кавказского корпуса и преимущественно старослужащими людьми, дабы они могли тотчас поступить во фронт и усилить полки, предназначенные для военных действий будущего года. Без сего усиления числительное состояние батальонов и самый состав отрядов будет слишком слаб, тем более, что генерал Головин при нынешних обстоятельствах находит неудобным удалить войска из Закавказских провинций.
Общее положение дел
Власть Шамиля и партии мюридов не ослаблена. На пространстве от Владикавказа до Каспийского моря владычество их утверждается и даже имелись сведения, что за Кубанью получались письма Шамиля, увещевающие горцев к единодушной противу России борьбе.
Положение дел в Дагестане
Пространство на правом берегу р. Сулака, прикрытое Евгеньевским укр. при Чиркее и покоренным Салатавским обществом, пользовалось совершенным спокойствием.
Переселение в кумыкские земли покорных ауховцев числом до 250 семейств окончено совершенно успешно.
Для Аварии возмутитель Хаджи-Мурат готовил новые беспокойствия, угрожая нападением на некоторые пограничные селения. По сей причине генерал Головин разрешил генерал-майору Клюки фон Клугенау двинуть в Аварию, [242] в случае необходимости, некоторое число войск из резерва, оставленного в Темир-Хан-Шуре.
Положение дел в Чечне
Племена чеченские, содержимые в страхе партией Шамиля, упорствуют в неповиновении.
В последних числах сентября генерал-адъютант Граббе сделал кратковременное движение в Галашевское ущелье, истребил несколько селений и собранные в оных запасы, но галашевцы не возвращались к покорности.
Постройка укрепления при Казак-Кичу приводилась к окончанию и генерал-адъютант Граббе готовился предпринять около 12 октября наступательное движение по Чечне. От действий этих генерал Головин не ожидал решительного результата в отношении возвращения к покорности чеченцев.
В Гурии все успокоились, но отряд еще оставался в сборе, потому что полковник князь Аргутинский-Долгорукий находил присутствие там войск необходимым до окончательного восстановления прежнего порядка и для успешного преследования главных зачинщиков бунта.
Отряд этот должен был начать действия свои не позже 1 октября. Сборным пунктом было назначено укр. Св. Духа.
Милиции имеретинская, гурийская, мингрельская и сванетская в числе с лишком тысячи человек прибыли в укр. Илори 23 сентября, где их ожидали суда для перевозки пеших милиций морем в укр. Св. Духа, конные же имели следовать туда сухим путем через Гагры. Должно надеяться, что прибытие этих милиций произведет весьма выгодное для нас впечатление на умы прибрежных жителей и уничтожит вредные толпы, рассеянные там по случаю возмущения в Грузии.
РГВИА. Ф. 846. Оп. 16. Д. 6443. Л. 3. Подлинник.