165. РАПОРТ НАЧАЛЬНИКА КАВКАЗСКОЙ ОБЛАСТИ ВОЕННОМУ МИНИСТРУ ГЕНЕРАЛУ ОТ КАВАЛЕРИИ А. И. ЧЕРНЫШЕВУ О НАЗНАЧЕНИИ В КИЗЛЯРЕ ПОПЕЧИТЕЛЯ НАД ГОРЦАМИ

10 июня 1841 г.

Из всех мест по Кавказской области наибольшее стечение мирных горцев бывает в городе Кизляре, где занимаются они сбытом своих произведений и плодов, а также работами в садах и при береговых укреплениях р. Терека. Горцы приходят туда с весны и остаются до осени, число их простирается от 10 до 22 тыс., иногда и более.

Усиления промышленности нашей с горскими народами должно желать по многим отношениям. Она укореняет мирные привычки в покорных племенах, [237] поддерживает народную деятельность и доставляет всем и каждому честный способ к удовлетворению нужд своих и обеспечению благосостояния. Но для сохранения между городскими жителями и горцами доброго согласия и для большего привлечения последних к дружелюбным сношениям необходимо поставить их под особое покровительство, чтобы не могли иметь места те неприятности, которым горцы подвергаются в Кизляре от незнания гражданского благоустройства.

По народным обычаям они прибывают в город с записками своих владельцев, служащими вместо билетов, иногда по одной несколько человек или вовсе без видов. При сем, обыкновенно, встречаются затруднения насчет пропуска их, и чтоб избежать остановок, горцы нанимаются в работы или входят в промышленные сделки без ведома местных властей, а городские жители, пользуясь сим, притесняют горцев или обсчитывают в плате. Отсюда происходят самоуправства и даже преступления. В нуждах своих горцы не знают, к кому обратиться, ибо порядок разделения дел по ведомствам им вовсе неизвестен, притом большая часть из них не знают русского языка, а местное начальство не может вступиться в дела их иначе, как по установленным правилам. Вообще, по неведению горцев и сами они много терпят, и местное начальство затрудняют. Им нужны ближайшее руководство и защита, без которых нельзя ни отвратить беспорядков, ни увеличить в горцах расположения к работам и промышленности до того, чтобы оно было следствием не одной необходимости, но и убеждения в срочном обеспечении благосостояния своего посредством труда и торга с городскими жителями.

В сем соображении весьма полезно было бы определить в Кизляре над горцами попечителя из военных или гражданских чиновников, поставив ему в обязанность иметь точные сведения о всех приходящих и приезжающих из-за Терека инородцах, снабжать их от себя видами на торговлю и занятие работами, наблюдать за их поведением во время пребывания в Кизляре, защищать их от обид и притеснений, указывать им законные пути правосудия и настоять о скорейшем и правильном окончании дел, до затеречных жителей относящихся. Тогда горцы обращались бы к одному попечителю, не затрудняясь сношением с другими властями, которые им не вполне известны, промышленность их была бы охранена ближайшим со стороны попечителя надзором и, можно надеяться, что происходящие ныне в Кизляре беспорядки по сношению с горцами, остающимися без особого попечения, прекратятся, что заботливость об них начальства возбудит в горцах большую охоту к работам и промышленности и что чрез усиление мирных занятий, к обоюдной пользе городских жителей и горцев, истребятся, наконец, в последних дикие привычки, упрочится преданность их к России и будет произведено благоприятное влияние на другие племена, за чертою Кавказской линии находящиеся.

Имея ввиду предписание Вашего сиятельства от 21 июня 1840 г. под № 331, что от развития миролюбивых сношений города Кизляра с горцами и Его императорское величество изволит ожидать самых благодетельных последствий, долгом считаю мысль мою об определении в Кизляре попечителя над горцами представить Вашему сиятельству на благоуважение.

При сем имею честь донести, что в случае утверждения этой должности я полагал бы назначить ее в 8 классе с жалованием по 700 руб. серебром, определить попечителю до 150 руб. на наем переводчика и на канцелярские потребности и [238] подчинить его непосредственно областному начальнику, от которого попечитель и должен будет на все действия свои получить подробную инструкцию.

Помета: Хотя предположение это государь император одобряет, но прежде утверждения его сиятельству угодно, чтобы была представлена инструкция, которую генерал-лейтенант Граббе предполагает дать сему попечителю, так как от точного исполнения оной зависеть будет польза или вред предполагаемой меры.

Петергоф, 26 июня 1841 г.

РГИА. Ф. 1268. Оп. 1. Д. 424. Л. 24-25 об. Подлинник.