150. ИЗ ЖУРНАЛА ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ЧЕЧЕНСКОГО ОТРЯДА

С 14 ПО 21 МАЯ 1840 г.

[Не ранее 21 мая 1840 г.]

14 мая получено известие, что Ахверды Магома напал 12 мая с пешею и конной партиею на мирную дер. Маматаюрт, лежащую в верстах 20 от Грозной на левом берегу Сунжи, и увел всех жителей ее.

15 мая генерал-майор Клюки фон Клугенау доносит, что Шамиль находится в дер. Шубут в Аргунском ущелье, с 4 партиями из 200 чел. каждая.

17 мая командир Куринского егерского полка полковник Фрейтаг доносит, что аварцы присылали просить Шамиля прибыть к ним с горцами для возмущения их общества. Шамиль не дал им решительного ответа и полагают, что он намерен или явиться через 10 дней в Аварию, или действовать противу покорных нам надтеречных деревень. Вследствие этого генерал-лейтенант Галафеев предписал генерал-майору Клюки фон Клугенау известить о том правителя Аварии и в случае нужды оказывать ему со своей стороны необходимое содействие.

18 мая главный пристав нагорных обществ князь Муртазали Аджиев доносит, что Ташав-Хаджи с изменившими нам ауховцами находится с 14 мая в дер. Ярык-Су-Аух и рассылает большие партии по дороге, ведущей из Внезапной в Герзель-аул. Одна из этих партий из 300 чел. напала 15 мая на ярыксуауховцев, перешедших на жительство в дер. Андрееву, в то время, как они везли хоронить умершего на старые могилы, и ранила из них трех человек. Прочих разогнали. Другая партия в 250 чел. пробралась 16 мая под предводительством ярыксуауховского муллы Косу к Баммат-бек-Юрту, верстах в 15 от Внезапной, и увела скот этой деревни, состоящий из 230 штук. Ташав-Хаджи намерен, как полагают, сделать кроме того нападения на кумыкские владения.

19 мая командир Кюринского егерского полка полковник Фрейтаг доносит, что хищническая партия, состоящая из 40 чел., напала на жителей дер. Шата-Юрта, лежащей на Сунже недалеко от Грозной, и, отбив у них 5 пар быков, направилась на дер. Гунишки между Тереком и Сунжею. В то же время другая партия из 100 чел. бросилась на жителей дер. Старого Юрта и Кюбской, на Тереке, и, захватив у них 15 пар волов, обратилась к Мамакаевской дер. Главная же партия числом до 100 чел. напала на Мамакаевскую дер., увела всех жителей ее и старшину прапорщика Цуцу Бекханова и вместе с ними направилась к дер. Гунишки как к общему сборному пункту. Для преграждения им обратного пути полковник Фрейтаг двинул первый батальон вверенного ему полка с двумя орудиями и азиатскою милициею к дер. Галай-Юрту, на Сунже, выше Грозной, но горцы успели переправиться через реку до прибытия этих войск, которые возвратились в крепость. Донося об этом, полковник Фрейтаг присовокупляет, что по полученным им сведениям жители Мамакаевской дер. сами просили мятежников сделать на них нападение, чтобы через то удобнее перейти на их сторону. Известие это подтверждается и самим происшествием, потому что жители последовали за хищниками без малейшего сопротивления, не дав даже никому знать о их появлении.

Полковник Фрейтаг, узнав после того о сборе значительной партии [208] хищников в дер. Мескир-Юрте под начальством Джаватхана и Шуаип-муллы для истребления сел. Хичихинского, Алескент-Юрта и Шата-Юрта на левом берегу Сунжи, предписал чеченскому приставу подпоручику Лулудак занять конными секретами переправы через эту реку, чтобы получить тотчас известия о их движениях.

20 мая и. д. начальника левого фланга генерал-майор Пулло доносит, что Шамиль прибудет через пять дней в Чечню с многочисленной партией багалальцев, джемалальцев, гумбетовцев, андийцев и других горцев, и велел к тому времени быть всем чеченцам вооруженными. Он намерен малыми шайками возмущать и переселять за Сунжу оставшихся нам верными сунженских и надтеречных чеченцев, а сам в то время хочет сделать нападение на Грозную. Находя, однако же, эту крепость неприступною, когда в ней соблюдается осторожность, надеется он ворваться в нее врасплох.

Некоторые полагают, что 17 мая все жители Малой Чечни должны собраться и присягнуть не щадить жизни при нападении на Грозную, другие же полагают, напротив того, что, не решаясь на приступ, они намереваются только обложить крепость.

К Ахверды Магома прибыло 150 чел. багалальцев и других горцев. Шуаип-мулла находится с 200 чел. в Батаюрте и отрядил от себя по 10 чел. в Ойсунгур, Горячеводск и в Кошгельды. Он посылал в Аргунское ущелье просить Шамиля прибыть в Чечню к 24 мая для начатия действий. Джеватхан со 100 чел. конницы находится в Мискиюрте. Генерал-лейтенант Галафеев доносит, что появление Шамиля в Чечне может его заставить предпринять противу него движение до совершенного окончания Герзельаульского укр. и ограничиться на время возведением в оном огневой линии, которой будет весьма достаточно для безопасности оставленных там войск. Хотя работы в укреплении были несколько замедлены проливными дождями 17 и 18 мая, однако же несмотря на то бруствер на трех полигонах уже возведен и 21 мая предполагается приступить к четвертому. 19 мая положено основание башни, которая должна обеспечить сообщение укрепления с водою.

Чеченский отряд расположен следующим образом: 2-й батальон князя Варшавского полка с 4 легкими орудиями и сотнею казаков на р. Ярык-Су; 1 горное орудие и 20 казаков в укр. Таш-Кичу; 3-й батальон Куринского егерского полка с тремя горными единорогами, двумя мортирками и сотнею казаков при укр. Умахан-Юрт; 4-й батальон Куринского полка с 1 горным орудием и 150 казаками в крепости Грозной; а остальные затем войска — в лагере при Герзель-ауле.

Рапорт о состоянии действующего отряда при сем представляется (Приложение отсутствует (Прим. сост.)).

Генерал-адъютант Граббе

Начальник штаба флигель-адъютант полковник (Подпись неразборчива (Прим. сост.)).

РГВИА. Ф. 846. Оп. 16. Д. 6388. Л. 94-97. Подлинник.