126. РАПОРТ НАЧАЛЬНИКА 19-й ПЕХОТНОЙ ДИВИЗИИ ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТА К. К. ФЕЗИ КОМАНДИРУ ОТДЕЛЬНОГО КАВКАЗСКОГО КОРПУСА ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТУ Е. А. ГОЛОВИНУ О ПОДГОТОВКЕ ВОЙСК ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОРЦЕВ

2 июля 1838 г.

В донесении моем от 1 июля за № 63 имел я честь изложить Вашему превосходительству мнение свое относительно нынешнего положения Кубинской провинции и упомянуть, что, может быть, жители оной, по примеру прошлого года, после уборки хлеба опять сделают общее восстание, будучи к тому подстрекаемы казикумухцами.

Хотя не совсем вероятно, чтобы подобное происшествие повторилось, но не менее того полагаю нужным и уместным приноравливать действия командуемого мною отряда так, чтобы после уборки хлеба в Кубинской провинции, то есть ко второй половине августа месяца, быть в готовности буде можно поспешить обратно в Кубу для предупреждения замыслов врагов наших.

Преимущество пред всеми действиями нашими в Нагорном Дагестане заслуживает, по мнению моему, снабжение Хунзахской цитадели съестными припасами и дровами, а потом обеспечение учрежденной уже чрез р. Аварское Койсу переправы окончанием укрепления при сел. Зыряни.

Выступив из Кубинской провинции 3 числа сего месяца, отряд может прибыть на Койсу (куда считается от Кубы 264 версты) в две недели, то есть около 20 июля. Следовательно, к приведению в исполнение вышеназванных двух первостепенных предметов может быть приступлено только в исходе сего месяца, между тем как обстоятельства в Кубинской провинции могут потребовать к концу следующего августа возвращения туда отряда, а для движения в Кубу, как выше пояснено, потребно в полмесяца времени. Следственно, мы в таком случае будем иметь на оные два предмета едва три недели свободного времени.

Обеспечение Хунзаха провиантом и возведение нового укрепления при Зыряни не будет нас очень затруднять, потому что достаточное количество сухарей и круп уже перевезено из Темир-Хан-Шуры в Зыряни, равномерно сделано [158] столько успехов в постройке нового укрепления, что оно в скором времени может быть предоставлено собственной обороне. Но распоряжение о снабжении хунзахской цитадели дровами может быть сделано только на месте с помощью отряда и дело сие требует немалого времени по трудности добывания и доставки топлива в безлесной Аварии.

Если обстоятельства позволят по исполнению сих главных предметов продолжить присутствие отряда в Нагорном Дагестане, то полагаю взяться опять за приведение в совершенную действительную покорность Шамиля добровольным удалением его из своего замка или вытеснением его силою оружия из оного. Сие последнее требует больших усилий с нашей стороны и не обойдется без значительного кровопролития, ибо замок этот получает главную силу свою от пещер в отвесной скале, обращенных к самой р. Андийское Койсу, и на оборону их, по имеющимся сведениям, Шамиль обратил самое главное свое внимание. Для атаки сих пещер необходимо перейти чрез р. Андийское Койсу на землю гумбетовцев, причисленных к управлению Кавказской линии, которые хотя неоднократно и даже недавно пред сим изъявляли свою покорность, однако ж может быть не позволят нам добровольно проход чрез оную, тем более, что русские по сие время не были у них.

В таком случае содействие Сунженского отряда под командою полковника Пулло может быть весьма полезным. Что же касается до Каракайтагских обществ, то, конечно, не премину, при проходе отряда из Кубы в Темир-Хан-Шуру мимо их земли, начать с ними переговоры для добровольного склонения к покорению вольных каракайтагцев, которые, впрочем, ныне живут совершенно смирно и в продолжении сего года ни мало не беспокоили нас; напротив того, общество Кубачинское, а сколько мне известно и другие каракайтагцы, уплатили свои недоимки сполна или, по крайней мере, стали вносить часть оных.

Во всяком случае действия против каракайтагцев принудили бы нас остановиться на некоторое время в нижних частях их владений, где при наступлении теперь летних жаров климат весьма вреден; и потому пребывание в оном могло бы иметь пагубное влияние на здоровье отряда, не говоря уже о том, что оно заставило бы нас потерять время, необходимое для упомянутых важнейших еще предприятий.

По сим причинам полагаю не трогать ныне каракайтагцев, разве они добровольно или от страха покажут наклонность вступать с нами в сношение, тем паче, что казикумухцы, которых мы встречаем неминуемо везде в Центральном и Южном Дагестане, видя нас занятыми новым неприятелем, не преминут подстрекать каракайтагцев против нас так, как кубинцев и прочих.

Когда же обстоятельства дозволят нам докончить все дела в Нагорном Дагестане, тогда наступление осени представит нам удобнейшее время заняться Каракайтагом, если дела еще нужнейшие не потребуют прибытия отряда в другие места.

РГВИА. Ф. 846. Оп. 16. Д. 6342. Л. 96-98. Копия.