1. ИЗ ПИСЬМА КОМАНДИРА ОТДЕЛЬНОГО ГРУЗИНСКОГО КОРПУСА ГЕНЕРАЛА ОТ ИНФАНТЕРИИ А. П. ЕРМОЛОВА КОМАНДИРУ ОТДЕЛЬНОГО КОРПУСА ВО ФРАНЦИИ ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТУ М. С. ВОРОНЦОВУ О ПОЛОЖЕНИИ ДЕЛ НА СЕВЕРО-ВОСТОЧНОМ КАВКАЗЕ

27 февраля 1817 г.

Ты заботишься о Дельпоццо, и весьма справедливо. Он человек, чрезвычайно усердствующий пользы государя, истинно благонамеренный и правил примерной честности и бескорыстия. Я оказываю ему должное уважение и уверен, что ладить по службе буду. До сего времени я упрекал ему слишком большим снисхождением к подчиненным, отчего была кордонная наша стража весьма оплошна; но он стал гораздо строже и пошло лучше; упрекал ему великодушием и доверчивостью к горским народам, которые понятия не имеют о добродетели и всегда во зло употребляли кротость его, толкуя, что оная происходит от слабости и недостатка средства наших. Теперь он поступать принужден решительнее, ибо горцы сделались весьма наглыми и смеют делать величайшие хищничества. Самые даже кабардины, чумою в четвертую долю приведенные, истребляемые бедствиями всякого рода, позволяют себе разные дерзости. Сих последних приказал я смирить оружием порядочно. Чеченцы весьма усилились и нападают большими партиями на Линию. До возвращения моего из Персии отложил я наказание их и без себя не позволю ничего сделать. Я намерен из Дагестана через Андреевские слободы и с Терека в достаточных силах придти ко времени снятия хлеба, придти на Сунжу, и там, собравши хлеб, сделать небольшие укрепления и остаться на всю зиму, отнюдь не входя в горы; андреевские богатейшие селения занять также войсками и прервать сношения и большой торг их с чеченцами. Тебе, думаю я, известно, что мы имеем редут один на Сунже от Владикавказа в 25 верстах, к которому некоторые из горцев переселились и занимаются хлебопашеством. Они во всегдашней вражде с чеченцами и тем обеспечивают сообщение наше с постами по дороге к Моздоку. В проезд мой через Владикавказ другие из народов горских просили меня о позволении выселиться из гор и обрабатывать землю. Ты не сомневаешься, что я был доволен их намерением и тотчас согласился. Им определено место на Сунже и приказано весною устроить для охранения их редут, которого они желали и что в понятии их составляет страшную крепость. Народы сии также неприязненные чеченцам. Редут сей от первого будет далее в 20 верстах.

Таким образом через несколько времени построится цепь редутов по Сунже, без всякой со стороны нашей потери, и при них заведутся селения, которые жители охраняя, будут между тем ограждать левый фланг Кавказской линии, [11] который теперь открыт их нападениям. Я большую уже нахожу пользу, что вместо русских будут истребляемы другие, и на Линии водворится через то гораздо большее спокойствие и безопасность.

АВ. Кн. 38. С. 187-190.