№ 345

1835 г. февраль. — Справка Осетинской духовной комиссии об обучении детей грамоте

Новокрещенного осетина, жителя приписанного к Сочинскому осетинскому приходу селения Саканапо, Григория Гелашвили представил в ноябре месяце 1832 года благочинный протоиерей Виссарион Илуридзе с данным ему, Гиголашвили, от осетинского пристава прапорщика Пурцеладзева свидетельством. Покойный преосвященный Моисей архиепископ 15 того же ноября резолюцией приказать изволил: “ Осетина сего ныне же поместить жительством в экзаршеском доме, на содержание коего пищею отпускать по пять рублей в месяц из осетинской суммы, назначенной на прием в Тифлисе осетин, и обучать его [581] читать, писать на русском и грузинском языках. О чем известить горийского окружного начальника и препроводить при сем; копию в переводе с приложенного здесь свидетельства его, какое сделано распоряжение в свидетельстве, сем упоминуемом. и что значит, что в том же свидетельство сказано, что он желает быть принят в Тифлисское или Горийское духовное училище только на время. Посему было писано от его преосвященства к горийскому окружному начальнику от 25 ноября того же года за .№ 210, по неполучению же на то уведомления, вторично к нему же, окружному начальнику, писано от 2 декабря 1833 года за 233, но и на сие последнее отношение сведение не получено.

Благочинный протоиерей Шио Двалишвили от 14 апреля 1833 года рапортом доносил, что владикавказский житель прапорщик Сафарал Мамсуров, желая племянника своего отдать в училище, просил о принятии его в оное. Его преосвященство предписал протоиерею Двалишвили представить осетинского мальчика по надлежащему свидетельству с объявлением, кто он таков, что родители или родственники его желают отдать в училище, вместе с сим показать и то, в какое он намерен вступить звание по окончании своего учения, т. е. в светское или духовное, и согласны ли на сие родители.

Означенный благочинный Двалишвили от 6 июня того же года представил при рапорте осетинского мальчика вместе с свидетельством за подписями тагаурских старшин, между тем, донес, что магометанское его имя Псимахо, а по прозванию Туганов, коего родители желают отдать в училище для обучения наукам, происходит он из дворян. Присовокупив притом, что впоследствии времени как заблагорассудится сыну их в рассуждении избрания рода жизни. Посему его преосвященства последовала резолюция: “Представленного осетина поместить с певчими и обучать его читать и писать по-русски, на содержание его употреблять по пяти рублей серебром в месяц из осетинских сумм. О чем и предписано было бывшему казначею, отцу архимандриту Антонию, 15-го июня того же, 1833, года.

Означенный осетинский мальчик Псимахо окрещен в Тифлисском кафедральном соборе в январе 1834 г., коему дано имя Александр.

ЦГИА ГССР, ф. 139, д. 3794, лл. 7-8.
Архив ЮОНИИ АН ГССР, д. 50 а, лл. 50-52.