№ 301

1851 г. октября 27. — Выписка из материалов комиссии военного суда при Тифлисском ордонанс-гаузе о приговоре прапорщика Махамата Томаева

Из дела, решенного, в комиссии военного суда, учрежденной при Тифлисском ордонанс-гаузе, об осетине прапорщике Махамате Томаеве, осужденном, по полевому уголовному уложению за участие в возмущении осетин, под главным его предводительством, видно следующее:

Бывшее в 1850 году в горной Осетии возмущение происходило под главным предводительством прапорщика Махамата Томаева, он был во главе возмутителей и при перестрелках [518] против отряда, находившегося в Осетии под начальством полковника Золотарева. Кроме того, Томаев был оговорен четырьмя осетинами в насильственном привлечении их к участию в. перестрелке против означенного отряда. Затем, когда Осетия принесла покорность правительству, Томаев бежал, но впоследствии явился добровольно.

Подсудимый Томаев на допросах в Тифлисском губернском правлении и комиссии военного суда, не отвергая виновности своей, в возмущении объяснил, что он увлекся в это преступление по просьбе всех осетин защитить их; что до совершенного усмирения Осетии он находился в осетинских горах, потом перешел к немирным чеченцам и, возвратясь в сел. Руки, где проживал в лесу, просил для себя прощения чрез управляющего горскими народами Тифлисской губернии полковника Казбека, которому и предался. Оговора же о насильственном вовлечении четырех осетин в перестрелку с отрядом полковника Золотарева Томаев не подтвердил.

Подсудимый Томаев, 60 лет от роду, имеет медаль, полученную им за усмирение разбойника Кибила Казишвили. Чин прапорщика пожалован ему за взятие сел. Тиб и истребление разбойника Хурумашвили.

Комиссия военного суда, руководствуясь 17’,178 (4 пун.), 170 и 180 ст. 1-й книги V части Свода военных постановлений, приговорила: подсудимого прапорщика Махамата Томаева. как главного виновника происшедших в 1850 году в Осетии бунта и беспорядков, и, сверх того, перешедшего к немирным чеченцам, и изъятого по состоянию своему от телесного наказания, лишив всех прав, состояния, чина прапорщика и медали, сослать на каторжную работу.

Тифлисский военный губернатор, принимая во внимание: а) что возмущение в Осетин, в самом начале его, было делом почти всеобщим, и потому Томаеву невозможно было избегнуть, от участия в оном при упорной настойчивости осетин; б) преклонные лета Томаева; в) прежние его заслуги, за которые он был награжден медалью и чином и г) добровольную явку, с раскаянием в преступлениях своих, полагает прапорщика Томаева, по лишении всех особенных, лично и по состоянию присвоенных ему прав и преимуществ, сослать на житье в Томскую губернию. [519]

По уважению к изъясненным военным губернатором обстоятельствам я определяю: подсудимого, прапорщика Махамата Томаева, по лишении его всех особенных, лично и по состоянию присвоенных ему прав и преимуществ, а также чина и медали, сослать на житье в Томскую губернию. Во Владикавказе, октября 27 дня 1851 года.

Подлинный подписал: генерал-адъютант Воронцов.
О подлинным верно: столоначальник — Дехалис.

ЦГИА Гр. ССР, ф. 1178, д. 59, лл. 2-3.