№ 266
1850 г. апреля 25. — Рапорт тифлисского военного губернатора начальнику Главного штаба войск на Кавказе об организации карательного отряда военных сил для усмирения осетин, вышедших из повиновения местному начальству
Сего числа господину главнокомандующему угодно было личным приказанием возложить на меня усмирение некоторых осетинских обществ, вышедших из повиновения местному начальству, а ваше превосходительство изволили при этом поручить мне доставить мое заключение: в какой мере я признаю, с моей стороны, необходимым составление просимого гвардии полковником Казбеком отряда для этой надобности.
Во исполнение сего спешу почтительнейше донести вашему превосходительству следующее.
В ноябре прошлого года, когда осетины, принадлежащие князьям Мачабеловым, в первый раз обнаружили упорство противу распоряжений начальства, я предлагал прежде принятия в сем случае решительных мер испытать меры убеждения чрез местного начальника с тем, что если внушения на осетин не подействуют, то тогда уже приступить к арестованию главнейших ослушников и высылке их в Тифлис, согласно воли князя наместника, а для понуждения их к испрошенному взносу повинности в пользу Мачабеловых дать окружному начальнику команду не из батальона, как он просит, а из одной роты, отдать для того, дабы делу этому без особенной крайности не дать виду открытых военных действий. Но несколько донесений местного окружного начальника и ныне особо командированного на место господином главнокомандующим гвардии полковника Казбека доказывают, что упорствующие осетины деревень Рук, Джомаг и Урсджвар не только не убедились продолжительными и многократно поверенными им внушениями исполнить волю начальства, но, напротив, еще обнаружили дерзкие замыслы поднять оружие, если правительство принудит их исполнить непременно его распоряжения. Этого мало: как удостоверял прежде осетинский окружной начальник майор князь Кобулов и как свидетельствует ныне и [468] полковник Казбек, ослушники данного вышли из себя, что согласны с другими соседними с ними осетинами, жителями Магландавлетского ущелья, крестьянами князей Эристовых, дать присяг по первому же с их стороны сигналу, восстать им на помощь и даже положить свои головы, лишь бы не быть в зависимости от владельцев. По всему этому, находя уже необходимые непременно наказать злоумышленных осетин, и неоднократной солдатами посредством одного батальона, так как прежнее простое упорство рукских, джомагских и уреджварских осетин обратить в злые замыслы, и они ограничиваются не одними, тремя деревнями, но и целым Магландвалетским ущельем, полагаю предпринять для приведения этого в исполнение следующие распоряжения:
1. Согласно предположения гвардии полковника Казбека составить отряд:
а) из одного батальона пехоты;
б) из милиции; 300 человек из жителей Горийского уезда, под начальством исправляющего должность помощника уездного начальника майора князя Мачабелова; 150 человек из преданных нам осетин Осетинского округа под начальством окружного начальника майора князя Кобулова и 100 человек охотников из дворян Горийского уезда под предводительством уездного предводителя дворянства поручика князя Эристова, с назначением при этой милиции нужного числа офицеров, урядников и вьючников. Начальство же над всею этою милициею возложить на полковника Казбека;
с) при двух горных орудиях с тремя комплектами зарядов, из коих 12 картечных, по 80 гранатных с зажигательными кусочками и истраптиловых с пулями, а остальное количество 12-фунтовых ядерных и два лаорста. Если ядерные заряды будут малы для 10-фунтовых орудий, то обшить их кожею в столько рядов, сколько будет нужно. Я потому полагаю употребить при настоящем случае ядерные заряды, что они более способны разбивать укрепления и башни. Кроме того, я полагал бы еще при этом одну 10-фунтовую мортиру;
д) 6-фунтовую пушку я полагал бы взять, но не иначе, как по предварительному спросу осетинского окружного начальника: находит ли он возможным проделать, дорогу, дабы [469] можно было провести ее к какому-либо из пунктов действий отряда, хотя и на руках.
2. Вместо предполагаемых полковником Казбеком крепостных ружей, предназначить стрелков в таком количестве, в. каком по усмотрению вашего превосходительства признается пулемет.
3. Отпустить четыре комплекта боевых патронов для милиционеров.
4. Назначить минеров и саперов, сколько также ваше превосходительство изволите признать необходимым, при одном офицере или при... унтер-офицере, как для работ по подведению... так и для наведения моствов и проч. простых работ... же будут требованы из Горийского уезда.
5. Продовольствие для целого отряда из винной и говяжей порции назначить примерно на пятнадцать дней.
6. Сборным пунктом для отряда должно будет быть укрепление Джавы, к пятнадцатому числу будущего мая месяца.
7. Заблаговременно сделать распоряжение о приготовлении нужного числа подвод для провоза как артиллерийских снарядов, так и для провианта.
8. Прикомандировать ко мне, буде возложенным же, офицера Генерального штаба или другого следующего, так как он необходим будет теперь же.
На все это я буду иметь честь ожидать разрешения вашего превосходительства.
Верно: Генерал-майор Андроников
За старшего адъютанта — штабс-капитан Скарлов
ЦГИА Гр.ССР, ф. 3, д. 207, лл. 115-117.