№ 230
1838 г. мая 31. — Приказ корпусного командира о посылке карательного отряда под командованием майора Герича для усмирения Абаевых в селе Сба
Осетины Горского ущелья, селения Сба, Абашвилевы, питая вражду к единоплеменникам своим, Лиахвского ущелья селения Едисы, Албегашвилевым, за представление сими последними начальству одного преступника из селения Сба, [392] неоднократно производили у них грабежи и разного рода буйства и, не изирая на убеждения местного начальства, не только не успокаиваются, но угрожают совершенным истреблением Албегашвилевых.
Признав посему необходимым для обуздания помянутых осетин селения Оба отправить воинскую команду из двух рот Грузинского гренадерского полка и ю казаков при одном горном единороге и двух кегорновых мортирках, я назначаю для командования оной ваше высокоблагородие и вследствие сего предписываю вам: по получении от грузинского гражданского губернатора предписания заведующему осетинами, горийскому окружному начальнику, коллежскому асессору Далинскому немедленно отправиться в г. Гори, где, явясь к командиру Грузинского гренадерского полка флигель-адъютанту, полковнику графу Опперману, представьте ему прилагаемое у сего предписание, по коему будут назначены вам две роты пехоты в составе не менее 300 человек, куда прибудут к вам горные орудия и казаки.
Явившись к графу Опперману, имеете вручить г. Далинскому предписание грузинского гражданского губернатора и объявить от моего имени о немедленном принятии им нужных мер для беспрепятственного следования отряда в деревню Сба так, чтобы по прибытии горной артиллерии в Гори, куда оная дойдет не позже как через трое суток от нынешнего числа, вы могли немедленно выступить.
Г. Далинский, как заведующий осетинами чиновник, долженствующий знать как виновных, а равно в подробности все беспорядки, произведенные Абашвилевыми, должен отправиться вместе с вами и исполнять все ваши требования. Цель движения вашего с отрядом состоит в том, чтобы схватить главных зачинщиков беспорядков и доставить в Гори, а менее виновных наказать на месте по усмотрению вашему, отпустить. Для успешного исполнения сего вы должны будете сколь возможно сделать быстрый переход от Гори до с. Сба, дабы виновные до прибытия отряда не успели получить об нем известия и разбежаться, к деревне должны вы стараться дойти во время ночи, чтобы окружить оную, если место позволяет, со всех сторону и захватить виновных. Я не полагаю, чтобы вы при сем случае [393] встретили какое-либо сопротивление со стороны жителей, и пока оного действительно не будет, т. е. пока не сделают жители нескольких выстрелов, вы не должны употреблять оружие. Бели же жители после выстрелов обратятся в бегство, то при преследовании бегущих не позволять солдатам употреблять оружие, разве бегущие будут возобновлять сопротивление. Грабежи не должны быть допускаемы ни в каком случае, о времени выступления сего отряда, о действиях ваших и об исполнении возложенного на вас поручения имеете своевременно доносить мне.
Назначив состоящему по кавалерии манору .Геричу, командированному с двумя ротами в Осетию для усмирения вышедшей из повиновения осетинской деревни Оба, по два рубля серебром таковых денег в день с отъезда его из Тифлиса до возвращения из сен командировки, я предлагаю вашему высокоблагородию под собственную сего штаб-офицера расписку отпустить из экстраординарной суммы моего ведения 60 руб. серебром да и сверх того на проезд до Гори и обратно в Тифлис 30 руб. 92 коп. серебром, сии последние будут возвращены в свое время.
Старший адъютант генерального штаба
штабс-капитан — (подпись)
ЦГИА Гр. ССР, ф. 548, д. 165, лл. 6-7.