№ 33
1831 г. апреля 4. — Сообщение экзарха Грузии главноуправляющему Грузией графу Иоанну Федоровичу о заслугах Ивана Ялгузидзе
Ваше сиятельство почтеннейшим отношением от 21-го минувшего марта за № 1450 известили меня, что [51] проживающая в Тифлисе вдова, губернская секретарша, Мария Ялгузидзева в поданной к вам просьбе изъяснила, что муж ее, умерший в прошлом году от холеры, губернский секретарь, Иван Ялгузидзе, за оказанные правительству услуги при усмирении осетин и при приведении сего народа в христианство, а равно и за перевод на осетинский язык св. евангелия пожалован был пенсионом по 120 рублей серебром в год, а как оный со смертью Ялгузидзе прекращен, то оная просительница остается без пропитания, почему и просит о продолжении ей такового. Вследствие чего вы, милостивый государь, изволите требовать от меня сведений о заслугах мужа просительницы, в таком случае, если по мнению моему, настоящая просьба Ялгузидзевой заслуживает уважения.
По справке с делами экзаршеской канцелярии моей оказалось:
1. Из доставленных к покойному предместнику моему, преосвященному митрополиту Феофилакту, при отношении бывшего главноуправляющего в Грузии генерала от инфантерии Ермолова, от 22 декабря 1820 года за № 4250 сведений, учиненных посредством гражданского правительства о разных лицах, участвовавших в деле обращения в христианство кавказских горских народов, между прочим, видно, что дворянин Иван Ялгузидзе часто был посылаем в Осетию с поручениями начальства по службе, причем, всегда оказывал усердие.
2. По представлению покойного преосвященного митрополита Феофилакта, он, дворянин Ялгузидзе, за заслуги по Осетинской комиссии всемилостивейше награжден 3 сентября 1812 года чином губернского секретаря.
3. Помянутый дворянин Ялгузидзев служил при Тифлисской семинарии учителем грузинского языка в 1 классе приходского духовного училища с 13 февраля 1820 года по 1.8 января 1822 года и за сие получал из грузинских церковных доходов жалования по 120 руб. серебром в год, которое и прекращено ему, Ялгузидзеву, со дня увольнения его от учительский должности, по прошению сего, т. е. с 18 января 1822 года, но пенсиона никакого не было ему назначено.
4. Сверх того, он, Ялгузидзе, занимался, по препоручению моему, переводом св. евангелия, всех четырех евангелистов, с грузинского языка на осетинское наречие, которое по проверке и по сличении с славяно-русским евангелием, латинской библией и для лучшего объяснения переводчику некоторых выражений, с церковным словарем, под личным надзором моим, [52] при посредстве переводчиков, препровождено мною в 1823 году в святейший правительствующий Синод, со испрашиванием, если на напечатание оного в числе 600 экземпляров последует благословление, препроводить тот перевод евангелия в С.-Петербургский комитет российского библейского общества для напечатания. Вследствие чего святейший правительствующий Синод указом от 27 августа 1823 года дал мне знать, что означенный перевод св. евангелия препровожден к бывшему г. министру духовных дел и народного просвещения, яко президенту бывшего библейского общества; из дел же библейских видно, что С.-Петербургский комитет предполагал напечатать того евангелия для новокрещеных осетин собственным своим иждивением 600 экземпляров; но по каким причинам оное не напечатано, мне неизвестно.
Все вышеизъясненные сведения, сообщая вашему сиятельству, честь имею присовокупить, что вдова губернского секретаря, Ялгузидзева, Мария, представя ко мне при прошении 15 января сего года тринадцать бумаг, данных покойному мужу ее, Ялгузидзеву, от разных военно-гражданских начальников, употреблявших его но делам службы, просила меня, или прямо от себя, так как муж ее последнее время состоял на службе по духовному ведомству, или через здешнее военно-гражданское начальство, во уважение всех прежних заслуг означенного мужа ее, представить куда следует об исходатайствовании ей для содержания и пропитания с семейством, от щедрот государя императора пожизненного пенсиона. Но как из представленных ко мне просительницей упоминаемых бумаг усмотрел я, что муж ее, умерший дворянин, губернский секретарь, Ялгузидзев, служил по большей части в гражданском ведомстве, за службу же его по ведомству духовному награжден он чином губернского секретаря и получал за исправление учительской должности жалованье, то, по возвращении просительнице тех бумаг, объявлено ей, что она может обратиться с просьбой о сем к гражданскому начальству.
С глубочайшим к особе вашей высокопочитанием и душевной преданностью честь имею быть, сиятельнейший граф (милостивый государь), Вашего сиятельства всепокорнейшим, слугой и богомольцем Иоанна, митрополит, экзарх Грузии.
ЦГИА Гр.ССР, ф; 1797, д. 137, лл. 29-32.