№ 29

1812 г. августа 23. — Договор нарских и зругских осетин о добровольном вступлении их в русское подданство

Мы, выбранные царские старшины: Кама Джидашвили, Гери Джидашвили, Ханча Атарашвили, Гужа Джасишвили, Долета Мамиашвили, Таги Дубашвили, Махте Качашвили, Болатыко Дзасышвили и Хосро Дубашвили, присланы по повещению горийского окружного начальника господина подполковника Реннера с нижайшею нашею просьбою о принятии нас в [45] подданство Российского государя императора на тех самых правах, как прежде мы находились при грузинских царях, а именно:

Обещаемся по обычаям нашим с каждого дома доставлять в подать по одному барану в Цхинвал как за сей 1812, таки следующие годы. И за сим, ежели угодно еще будет требовать от пас войска, то с каждого дома нашего по одному конному или пешему человеку обещаемся выставить по открытии через снеговые горы дороги с тем, однако ж, чтобы они опять могли возвращаться до больших снежных завалов на прежние свои жительства.

Воровства, разбоев и тому подобных, каких мы и прежде при грузинских царях не делали, и теперь оное обещаемся не делать и таковых людей выдавать, я. Возмутителей или шпионов, присланных от кого-либо к возмущению народа, с письмами или без оных не принимать, а доставлять к Российскому правительству. 4. Ущелье Зруга старшины дети Козашвили, Ибено Козашвили, прибыли с нами и просят также принять их ущелье под защиту Российской державы на тех самых правах, как и Нарское ущелье. 5. Пред сим существовали в нашем Нарском ущелье архимандрит и священники, но другими из нас оные были опровергнуты, а так как в оном ущелье и поныне существуют церкви и утварь оных, то просим все оное возобновить. 6. По принятии же нас в покровительство просим свободного пропуска в Грузию с тем, дабы нам не делали никакого грабительства как князья Мачабели, так и подданные их, живущие в; ущелиях Кешельта, Кошка и Джавах. В беспрепятственном же проезде жителями Нарского ущелья и Зруг снабдить фамилии наши вышепоясненными грамотами с тем однако ж, дабы мы могли также иметь беспрепятственный проход и на Кавказскую линию. 7. Ежели же нужда востребуется в доставке на Кавказскую линию курьеров или других экстренностей, то обязуемся как туда, так и обратно оных препровождать и доставлять будем, помянутые три ущелья нам препрятствовать в оном не будут. И, наконец, 8. Обещанную же нами за сей 1812 год подать выставим мы тогда, когда получим от господина главнокомандующего во всем вышепросимом нами разрешение и утверждение. И за оным в будущие годы доставлять означенную подать безоговорочно обязуемся всякого года в августе месяце. О грамоты же, жалованной нам от грузинского царя Теймураза, копию [46] при сем прилагаем. При заключении же сего с нами добровольного договора мы, вышеупомянутые старшины, выбранные Нарским и Зругским ущельями, подписуемся в благополучном селении Дгврисах августа 22-го дня 1812 года.

На подлинном подписали Хамачи Джидашвили, Гери Джидашвили, Иханча Атарашвили, а за неумением их грамоты подписал князь Теймураз Палавандов.

Гежа Хицишвили, Таги Дубашвили, Махт Качашвили; подписал Иван Аветисов.

Булатико Джасишвили, Хосро Дубашвили, а за себя подписуясь Долето Мамиошвили, за зругетских Гета Казишвили, Вано Казишвили за неумением грамоты подписал Антон Меманов-Бардашев.

Архив ЮОНИИ АН ГССР, д. 110, лл. 124-125. — Копия, машинописная.