№ 209

1830 г. мая 24. — Предписание командующего отдельным Кавказским корпусом генерал-фельдмаршала Паскевича тифлисскому военному губернатору генерал-адъютанту Стрекалову о назначении военной экспедиции в Юго-Осетию для подавления восстания крестьян

Для прекращения хищничества и шалостей, производимых осетинскими племенами в Карталинии и на Военно-Грузинской дороге, усматриваемых из донесений вашего превосходительства, я нашел нужным сделать военную экспедицию, дабы наказать и привести в повиновение и должный порядок сих непокорных горцев.

Для сего имеет быть сформирован особый отряд из следующих войск:

Херсонского гренадерского полка

1 батальон, долженствующий иметь в строю и готовых к бою по крайней мере 900 чел.

Казаков Леонова полка 200 »

Орудий горных из Тифлиса 2»

Кегорновых мортирок 2 » [308]

Сверх того, к нему прикомандировать некоторое число карталинской милиции, по усмотрению вашего превосходительства. Начальство над сим отрядом я вверяю свиты его императорского величества генерал-майору Ренненкампфу под главным вашим ведением, а потому предлагаю вашему превосходительству сделать надлежащие распоряжения, руководствуясь общине наставлением, ниже сего изложенным.

Хотя Осетия, прилегающая к Карталинии, и состоит в числе провинций, вверенных вашему управлению, а посему положение страны и жителей ее вам ближе известно. Для лучшего объяснения предполагаемых распоряжений я считаю нужным упомянуть вкратце о положении Осетии вообще и в особенности о прилегающей к Карталинии.

Племена осетинские занимают обе покатости Главного Кавказского хребта на протяжении от источников Риона и Ардона до вершин Терека и Арагвы, на севере ограничиваются Кабардинскою плоскостию, а на юге Карталиниею.

Главные селения южных осетин расположены по ущельям рек Большой и Малой Лиахвы, по впадающей в первую Паца у вершин Ксана, а северные — по ущельям рек Ардона и Фиаг [дона].

В верхней части Осетии горы скалисты, а ближе к Главному хребту покрыты вечным снегом, в нижней же части на оных находятся довольно густые леса, покатости оных местами заключают, хотя и не в значительном количестве, земли, способные к обрабатыванию, но не весьма плодородные, отчего жители мало прилежают к хлебопашеству.

Разлитие вод в ущельях Осетии продолжается от половины апреля до конца мая, а иногда и до половины июня.

Жилища осетин расположены неправильными деревнями по ущельям, состоят из каменных саклей, в каждом селении находится по одной или по несколько каменных башен.

В Южной Осетии сакли в деревнях разбросаны и окружены небольшими садами, а в верхней — прилеплены подобно птичьим гнездам к скалам и косогорам.

Осетины вообще живут бедно, занимаются скотоводством, сеют, но в малом количестве, ячмень, овес и просо, из коих вместо хлеба делают лепешки. При неурожае покупают оный на плоскости, с коей получают также и соль. [309]

На зиму для небольших своих стад приготовляют сено и солому; летом держат их на подножном корму, который показывается в верхних ущельях не прежде конца мая и продолжается до октября. Непокорные осетины вооружены ружьем, саблею, кинжалами, пиками, отчасти имеют и пистолеты. Оружие содержат довольно исправно, делают сами порох, а свинец добывают из своих гор. Говорят на природном языке, и большая часть из них понимает и грузинский язык, а потому при действии против них можно употребить грузин за переводчиков, если б то, нужно было. Народ сей, сколько известно, находился искони в зависимости у других сильнейших соседей, притесняемый в прежние времена с северной стороны кабардинцами, а с южной — грузинскими и имеретинскими князьями, оной при первом появлении в сей стране русских встретил их как своих избавителей, к нам влекла их и христианская вера, ибо малая часть осетин по соседству с Кабардою приняла магометанский закон. Но как не было взято надлежащих мер к гражданскому образованию Осетии и, сверх того, когда осетины увидели, что русские начали отдавать их на произвол помещикам, которые имели намерение сделать из них крепостных крестьян, а грузинское главное духовенство, от которого Осетия получила священников, ослабило внимание свое к утверждению между ними закона божия, то по примеру других, в соседстве живущих хищных племен, они начали делать и поныне производят грабительства не только у себя в горах, но даже на больших дорогах из Тифлиса к Владикавказу и в Имеретию, хотя с тех пор привязанность их к нам заметно уменьшилась, однако при всем том они более привержены к русским, нежели к прежним своим владельцам. Северные осетины платили прежде дань кабардинцам, но ныне, освободясь от оной по причине бегства знатнейших кабардинских князей за Кубань, сделались, исключая самых ближайших к плоскости, совершенно независимыми. Над южными, живущими по Большой Лиахве и Паца, присваивают себе власть князья Мачабеловы, а над живущими по Малой Лиахве и Ксане — князья Эристовы, но они им мало повинуются. Крайняя их бедность, невежество и безначалие — суть главные причины производимых ими беспорядков. Терпя разного рода недостатки, род прибегают к воровству и хищничеству, яко легчайшему способу к удовлетворению своих нужд. [310]

Наиболее в сих грабительствах замечены осетины кешельтские у вершины Паца, магландвалетские у вершин Большой Лиахвы и джамурские у истоков Ксана и Арагвы. Недавно еще, кант известно вашему превосходительству, кешельтские осетины, капав на большой имеретинской дороге на 8 человек имеретин, оставили из них двух раненых на месте, а остальных шесть увлекли в плен. Меры крепости для склонения их к порядку были испытаны, но остались безуспешными. Народ сей, не видя оные поддержанными силою оружия и надеясь на природную крепость своих жилищ в удаленных и малоприступных ущельях, приписывает оные невозможности проникнуть в их жилища. Замечено, что осетины нижних ущелий имеют связи и влияние на верхних, ибо через них сии последние получают с плоскости, все, что им нужно для жизни, но с соседственными другими племенами не имеют никакого союза, напротив того, известно также, что осетины, живущие на южной покатости Кавказа, находятся в неприязни с населяющими ущелья северного ската.

Кешельтских осетин полагается около 60 дворов, магландвалетских до 300, всех же, живущих по Паца и Большой Лиахве, считается до 1000 дворов. Джамурцев считается от 50 до 60 дворов.

Пути, к ним ведущие — суть тропинки, способные только для прохода конных вьюков, но от города Гори чрез м. Цхинвал, до селения Джава дорога способна для провоза тяжестей. Кешельтские и магландвалетские осетины запираются Джавским ущельем, лежащим близ соединения рек Паца и Большой Лиахвы. Джамурские к западу соединяются с магландвалетскими, к югу — с живущими по Малой Лиахве и Ксану, сии последние менее замечены в непокорности, к востоку от джамурцев выходят разные тропинки чрез хребет гор тесными ущельями, к руслу Арагвы, коими они пользуются для нападения на проезжающих по Военно-Грузинской дороге на пространстве от Крестовой горы до ананурского карантина.

После сего краткого взгляда на осетинские племена предлагаю вашему превосходительству, собрав обстоятельные сведения о всех, шалостях, произведенных осетинами, сделать следующие распоряжения без малейшей огласки: предписать командиру Херсонского гренадерского полка подполковнику Бирелеву собрать под предлогом лагерного учения 1-й батальон [311] вверенного ему полка в составе не менее 900 человек, метущих быть в строю, а походному атаману генерал-майору Леонову командировать в то же селение 200 казаков полка его имени и туда же направить из Тифлиса вышеозначенные 2 горных единорога и 2 кегорновые мортирки, равномерно сделать распоряжение о присоединении к отряду части карталинской милиции, повелеть генерал-майору Ренненкампфу, назначенному начальником сей экспедиции, по прибытий в селение Цхинвал принять под команду вышеозначенный отряд и действовать по общим распоряжениям, к которым прошу ваше превосходительство присовокупить ваши дополнительные наставления.

Для усмирения Осетии и приведения вообще в порядок и к должному повиновению южных, или карталинских осетин, надлежит генерал-майору Ренненкампфу по собрании всех нужных сведений о дорогах к ним ведущих, равно и о взаимных связях племен осетинских между собою выступить из Цхинвала к с. Джава, которое служит ключом ко всем ущельям по верховьям Большой Лиахвы и Паца.

Уверясь в спокойствии жителей сего селения взятием от них из лучших фамилий аманатов и оставив в оном одну роту пехоты с частию карталинской милиции и 50 казаками для прикрытия излишних тяжестей, долженствующих оставаться в сел. Джава, с остальною затем частью отряда двинуться быстро, не теряя времени, в ущелье, в котором находятся жилища кешельтцев. Приближаясь к самым жилищам сих хищников, генерал-майор Ренненкампф должен будет отправить к ним чрез кого-либо из преданных нам осетин прокламацию с тем, чтобы сам мог прибыть тот же час вслед за прокламацией, не дав им много времени обдуматься и рассеяться с их семействами. В прокламации от имени моего на основании власти, высочайше мне предоставленной его императорским величеством, должно будет изложить всю гнусность их поведения и в особенности последнего их проступка, равно и великодушие российского правительства, не принимавшего до сего времени никаких строгих мер к их наказанию единственно по человеколюбию и в надежде, что они, внимая гласу благоразумия, возвратятся наконец на путь истины и загладят прежние поступки свои раскаянием и спокойною жизнью но как многократно повторяемые ими обиды мирным жителям и проезжающим путникам доказывают [312] правительству, что закореневшие в них пороки и подстрекания некоторых злоумышленников из их среды препятствуют следовать, гласу раскаяния и исправления, то нашлось оно в необходимости к мерам решительным, при всем том, если они с покорностью исполнят требование правительства, выдав похищенных людей с их имуществом и главных зачинщиков и участников в оном хищничестве, то им дарована будет пощада; в противном случае им предстоит совершенное истребление.

Если же покорятся добровольно, то, приведя старшин и все племя к присяге, потребовав похищенных имеретин с их имуществом и главных зачинщиков всех производимых грабежей и взяв аманатов по одному из каждого семейства, отряд должен возвратиться обратно в селение Джава и приступить к усмирению магландвалетцев и джамурцев.

Для сего генерал майор Ренненкампф по усмотрению обстоятельств, оставив в сел. Джава одну роту Херсонского гренадерского полка с небольшою частию карталинской милиции, ибо усмирением кешельтцев селение сие совершенно обеспечено с тыла и левого фланга с остальными войсками должен следовать чрез Рукское ущелье к магландвалетцам и, приведя оных к повиновению и к присяге, оставив у них: моурава, может быстрым и неожиданным переходом чрез Гнухский хребет мимо горного Ксанского озера проникнуть в ущелье Джамурское и истребить сие разбойничье гнездо, дающее пристанище всем ворам и преступникам, даже и тем, которые и самими горцами отвергаются. Полезно бы было во время движения отряда по Рукскому ущелью к магландвалетцам отрядить из них одну роту с одною мортиркою и небольшою частию карталинской милиций для обхода неприятеля, но сие представляю распоряжению отрядного командира; от селения Джава до кешельтцев считают 35 (Джавы до Кешельта 17 верст) верст, или два перехода по весьма трудной дороге, от сего же селения до ущелья Магландвалетского 45 вер., или три перехода, столь же трудные, как и первые. От Магландвалет до джамурцев один сильный гористый переход в 20 верст и такое же расстояние от джамурцев к кайшаурскому посту. Предполагаемая экспедиция должна начаться около половины наступающего июня, когда Севастопольский пехотный полк приблизится к Тифлису, куда по данному маршруту он должен прибыть 11 [313] числа июня. Дабы совместным наказанием по всем ущелья получить желаемый успех в назначенной экспедиции, можно будят, командировать из Тифлиса в Ксанское ущелье одну из двух рот 40-го Егерского полка, долженствующих в непродолжительном времени прибыть в Тифлис из Ардангана, которая для дальнейшего следования на линию от джамурцев могла бы выйти на большую дорогу Гудовским ущельем в то самое время, когда генерал-майор Ренненкампф, усмирив магландвалетцев, обратится на джамурцев и, дабы отнять у сих последних все средства к побегу далее в горы, можно будет предписать начальнику горских народов майору Чиляеву отрядить со стороны Военно-Грузинской дороги в тыл им часть милиции для пресечения сим хищникам всех путей отступления. Полезно бы было предварительно известить о сем майора Чиляева, призвав его в Тифлис, ему необходимо должно будет иметь верного человека в отряде генерал-майора Ренненкампфа, который должен будет известить его о прибытии отряда к магландвалетцам, дабы в одно время напасть на джамурцев, ибо успех будет зависеть от совокупности и быстроты предполагаемых движений. Так как экспедиция сия произведена будет не в дальнем расстоянии от кантонир-квартир полков и вообще не может быть продолжительна, то и-не потребует оная особых распоряжений «насчет продовольствия. Необходимый провиант должен подвезен к сел. Джава, во всех же поисках в ущельях людям иметь на 8 дней провианта отчасти на себе и отчасти на вьюках, к чему можно употребить полковых и казачьих лошадей и обывательских, не обременяя однако ж ни людей, ни лошадей, ибо в вершинах ущелий пути весьма затруднительны, на каковой конец при отряде на 1/3 людей должно иметь горные, подковки, из коих часть уже выслана в г. Гори, а о изготовлении остального необходимого числа не оставьте предписать кошен дару Херсонского гренадерского полка.

Патронов достаточно тех, кои по положению состоят на людях, после ж усмирения кешельтцев и до выступления, к магландвалетцам можно пополнить оные из ящиков, оставленных в селении Джава. [314]

По окончании экспедиции отряд должен возвратиться на свои кантонир-квартиры, расположа одну роту в селении Джава.

Для съемки мест и употребления по своей части назначен мною к отряду Генерального штаба штабс-капитан Ковалевский и при нем один топограф. Предпишите явиться ему к генерал-майору Ренненкампфу и возложите на него ведение подробного журнала действия отряда.

При помянутой экспедиции генерал-майор Ренненкампф может с пользою употребить осетинского старшину из Рукского ущелья, Василия Томашвили, и переводчика, тифлисского гражданина Казарова, коим хорошо известны как местность, так и взаимные связи племен осетинских. Успех сего рода предприятий наиболее зависит от сохранения оных в тайне и от быстроты и решительности в исполнении. В случае сопротивления непокорных жителей должно всегда стараться предупредить их. наступление быстрою атакою. Чем многочисленнее будут скопища сих хищников, тем отважнее должно быть наступление. Если они будут защищаться в своих селениях, то, обняв их жилища по возможности с разных сторон, истребить без пощады всех сопротивляющихся, но просящих помилования — пощадить и взять в плен с женами и детьми, а жилища их истребить до основания в пример и страх другим.

С жителями тех селений, которые покорятся добровольно, наблюдать обращение кроткое и справедливое, а в отряде сохранять строгий воинский порядок.

Я буду ожидать донесение вашего превосходительства о распоряжениях, кои вами сделаны будут по сему предмету, а впоследствии также и мнения вашего насчет водворения прочного порядка и гражданского устройства в сей новой стране на будущее время, ибо вам ближе будут известны нужды, польза и настоящее положение сих племен; что же касается до кешельтцев и джамурцев, более прочих замеченных в хищничествах, то полагаю, наказав главных виновников и преступников смертью или взятием оных в крепостную работу, прочие семейства переселить на плоскость.

Можно бы было сделать опыт распределить их между пограничными линейными батальонами, удалив их, таким образом, от своих жилищ; должно полагать, что они скорее сделаются полезными членами государства, записав детей мужского пола в [315] кантонисты, выдав дочерей замуж за солдат; можно ожидать, что сим средством умножится состав пограничных поселений, к чему здесь особенно встречается затруднение по недостатку женщин.

Все прочие непокорные осетинские селения привести к присяге на верноподданство его императорскому величеству и взять от них благонадежных аманатов, которых должно содержать на счет самих селений, к магландвалетцам, как уже выше сказано, взяв от них благонадежных аманатов, приставить особого моурава и преимущественно стараться утвердить между всеми осетинами закон божий.

Наказав непокорных осетин, надлежит немедленно приступить к расчистке и разработке дорог, ведущих из Нижней Карталинии вверх, по ущельям обеих Лиахв, Паца и Ксани, для сего можно употребить самих жителей.

От Джавы, где постепенно будет находиться одна рота, должно учредить к магландвалетцам обывательскую почту для сношения с моуравом.

Представляя прочие устройства и приведение в порядок сего края усмотрению вашего превосходительства, я остаюсь уверен, что генерал-майор Ренненкампф, руководимый вашими наставлениями, оправдает деятельностью своею и усердием мой выбор и успешно довершит возложенное на него поручение.

С подлинным верно: генерального штаба поручик — Нарденстам

ЦГИА Гр.ССР. ф. 548, оп. 3, д. 110, лл. 25-33.