№ 152

1864 г. октября 13. — Правила о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях в нагорных частях Горийского уезда и Горского округа в Тифлисской губернии

(Заголовок документа – Ц. И.)

1. Настоящими правилами определяется поземельное устройство крестьян, водворенных на помещичьих землях в нагорной части Горийского уезда и Горского округа.

Примечание 1. Определение черты нагорной части Горийского уезда, равно составление списка имениям нагорной части Горского округа, представляется Тифлисскому губернскому по крестьянским делам присутствию, с утверждения наместника кавказского.

Примечание 2. Предметы, кои должны входить в установленную грамоту для нагорных частей Горийского уезда и Горского округа, определяются губернским присутствием, по применению к перечню предметов, приложенному к статье 2 местного положения о поземельном устройстве крестьян водворенных на помещичьих землях в Тифлисской губернии.

I. О наделе и пользовании крестьян землею и другими угодьями

2. Размер надела крестьян землею и другими угодьями в постоянное пользование определяется преимущественно по добровольным между помещиками и крестьянами соглашениям. [218] Когда же добровольные соглашения несостоятся, то надел крестьян землею в постояное пользование производить на основании правил, изложенных в следующих статьях.

3. В постоянное пользование крестьян за установленные повинности представляются: вся та усадебная оседлость и полевые земли (пахотне и сенокосные), кои до утверждения настоящих правил состояли в исключительном пользовании или каждого отдельного дыма, или нескольких дымов в совокупности (ст. 7).

4. В состав крестьянской усадебной оседлости входит вся земля, состоящая под всякими жилыми, хозяйственными, промышленными и торговыми строениями и заведениями, где бы они ни находились в черте ли селения, или вне оной, с принадлежащими к ним крестьянскими фруктовыми садами, огородами, пчельниками и другими угодьями, а также водопоем, выпуском для скота, пустопорожними местами между крестьянскими строениями, кроме проулков, нужных для проезда.

5. В случае неопределительности границ усадебной оседлости, по разбросанности крестьянских строений и заведений, черта ее определяется на основании правила, постановленного в статье местного положения.

6. Независимо от усадебной оседлости и полевой земли (пахотной и сенокосной), крестьянам предоставляются также в постоянное пользование, за установленные повинности, пастбищные и лесные угодья, размер коих для надела крестьян, определяется наместником кавказским; до определения сего размера, пользование означенными угодьями со стороны крестьянских обществ производится в порядке, существовавшем до утверждения настоящих правил.

7. Крестьяне пользуются участками усадебными, пахотными и сенокосными, входящими в состав их надела на основаниях, установившихся в каждой местности обычаями, а именно: или отдельно каждый дым своим участком, или в совокупности несколько дымов общим их участком, называемым сакомло.

Примечание: Когда пастбищные угодья входят в [219] состав сакомло, то пользование ими подчиняется одинаковым правилам с пользованием прочими частями сакомло.

8. Правила, постановленные в местном положении, намечет права пользования крестьян предоставленным им наделом (ст. 79-82 и 85-95) распространяются на имения в нагорных частях Горийского уезда и Горского округа, с дополнениями и изъятиями, определенными ниже, в статьях 9-11.

9. Всякое распоряжение землями, входящими в состав сакомло, производится не иначе, как по общему согласию тех; крестьянских дымов, коим принадлежит сакомло, и на тех основаниях, которые установились обычаем.

10. Не дозволяется одному крестьянину содержать в пределах одного сельского общества, из крестьянского надела, более двух сакомло, а там, где не имеется сакомло, — более шестидесятидневного паханья (Местная поземельная мера — однодневное паханье, во всех расчетах по настоящим правилам, полагается в полдесятины казенной меры, именно в 1200 кв. саж.) пахотной и сенокосной земли.

11. Мельницы, входящие в состав сакомло, не облагаются никакой особой повинностью сверх той, какая отбывается с сакомло в полном его составе.

12. В течение первых девяти лет со времени утверждения сих правил каждый крестьянин обязывается держать в своем пользовании, за установленные в пользу помещика повинности, отведенные ему усадебные и полевые участки в полном их составе и может отказаться от них лишь с согласия помещика.

Примечание: Обязательное пользование за установленные повинности, усадебными и полевыми участками распространяется до истечения упомянутых девяти лет не только на тех крестьян, кои пользуются ныне таковыми участками, но и на тех, коим они впоследствии достанутся по наследству или иным способом.

13. По прошествии установленного (ст. 12) девятилетнего срока крестьянин может отказаться от пользования предоставленным ему наделом на основаниях, определенных в статьях 104 — 106 местного положения, с тем, чтобы, когда он [220] пожелает отказаться от пользования всем земельным наделом, не выходя из общества, к коему он принадлежит (ст. 105 того же положения), крестьянин приобрел в собственность участок земли в размере не менее 10-дневного паханья, хотя и не из своего, надела, но в расстоянии не далее 15 верст от места водворения своего общества.

14. Упразднившиеся участки крестьянского надела, равно участки, отобранные у неисправного в платеже повинностей крестьянина, возвращаются в окончательное распоряжение помещика в том только случае, когда никто из членов крестьянского общества не пожелает принять их в постоянное пользование, за установленные повинности.

15. Распоряжение упразднившимися участками подчиняется правилам, изложенным в ст. 111-112, 118 и 119 местного положения.

16. Упразднившиеся участки, образуют ли они сакомло, или нет, могут быть сдаваемы помещикам с раздроблением на части, с тем, однако же, чтобы каждая часть заключала в себе не менее 10-дневного паханья земли.

17. Правила местного положения насчет увольнения крестьян из общества и приема в оное посторонних лиц (ст. 129-127) распространяются вполне на имения в нагорных частях Горийскогo уезда и Горского округа.

18. Равным образом распространяются на сии имения правила местного положения насчет освобождения помещиков от обязанности увеличить надел крестьян (ст. 10), а также насчет состава надела (ст. 12 и 13) и обмена земель и угодий (ст. 75, п. 1, и 76-78).

II. О повинностях крестьян в пользу помещиков

19. Определение размера повинностей за отведенные в постоянное пользование крестьян земли предоставляется добровольному между помещиком и крестьянами соглашению, на основаниях статьи 136 местного положения о поземельном устройстве крестьян в Тифлисской губернии постановленных. Когда же добровольное соглашение не состоится, то отбывание крестьянами повинностей за надел подчиняется правилам, определенным в нижеследующих статьях. [221]

20. В имениях, где состоящие в пользовании крестьян участки усадебные и полевые образуют сакомло, крестьяне отбывают за сия участки те повинности, кои известны под названием сачукар-бегара и бегара, и в том размере, в каком они установились по обычаю.

21. Повинности сачукар-бегара и бегара в установленном размере (ст. 20) отбываются в совокупности всеми крестьянскими дымами, кои пользуются сакомло. Крестьянские дымы, пользующиеся одним сакомло, ответствуют за причитающиеся с оного повинности помещику круговою порукою.

22. Повинности сачукар-бегара и бегара с сакомло отбываются в том виде, в каком они отбывались доныне, а именно: или деньгами, или скотом: коровами и баранами.

Примечание: Губернское по крестьянским делам присутствие устанавливает расценку скота на деньги и разрешает ввести отбывание повинности по сей денежной расценке в тех имениях, где к тому не представится особых для крестьян неудобств.

23. В тех имениях, где не существует распределения земель на сакомло, крестьяне отбывают повинности за усадьбы деньгами, а за полевые и другие угодья — земными произведениями с части урожая, в размерах, установленных в местном положении (ст. 142, 143 и 147-149).

24. За пастбищные и лесные угодья крестьяне отбывают повинности, размер коих устанавливается Губернским по крестьянским делам присутствием, с утверждения наместника кавказского.

Примечание: За пастбищные места, входящие в состав сакомло и состоящие в исключительном пользовании тех. крестьянских дымов, кои пользуются этим сакомло, не полагается никакой особенной повинности сверх той, какая отбывается с сакомло в полном его составе.

25. Крестьяне не обязываются отбывать в пользу помещика никаких повинностей, сверх установленных, означенных в прошедших 21, 23 и 24 статьях правил.

Примечание: Правило, постановленное в местном положении (ст. 139, примеч.1) насчет крестьян, занимающих в имении помещика хозяйственные должности, сохраняет свою силу [222] в отношении имений нагорных частей Горийского уезда и Горского округа.

Правила местного положения о поземельном; устройстве крестьян в Тифлисской губернии — о замене повинностей денежным оброком, равно повинностей — земными произведениями — недельною работою (ст. 137), о точном определении в уставной грамоте повинностей на каждую из частей надела особо (ст. 140 и 141), о порядке взноса повинностей и об обеспечении исправности сего взноса (ст. 172-174), распространяются на имения нагорных частей Горийского уезда и Горского округа по применению к настоящим правилам.

Кн. Павел Гагарин.

ЦГИА Гр.ССР, ф. 5, д. 809, лл. 24-25 — Копия, печатная.