№ 113

1848 г. июля 3, — Прошение крестьян села Терегвани наместнику Кавказа о незаконном присвоении их в крепостное владение князьями Палавандовыми

(Наместник отказал удовлетворить просьбу крестьян)

Деды и родители наши, принадлежа Ожорскому пресвятой богородицы монастырю, жительствовали в селении Бекмар на [168] церковной же земле, отбывая в пользу оного монастыря подати и повинности, но впоследствии, при нападении на Грузию лезгин и персиян, и после того неурожая в Грузии дед их, Иван Небиеридзе, оставя родовое свое место, поселился в деревне Терегвани, где он приобрел покупкою у помещиков оной (уже умерших) князей Димитрия и Паршанга Палавандовых землю, обзавел на оной хозяйственное заведение, занимаясь земледелием, отбывал по обыкновению церковные подати в пользу оного монастыря, но, к прискорбию нашему, помещики терегванские — князья Заал и Захарий Палавандовы, вздумали присваивать родителей наших во крестьянство, требуя от них себе подати, и Палавандовы до того напали на нас в числе дымов, требуя также с нас подати и повинности, что уже они не в состоянии вытерпеть более мучительного положения нашего, и в прошедшем году отняли насильным образом собственно нам при: надлежащую хлебопахатную землю, лошадь и две пары буйволов и волов.

Почему, представляя при сем копию с грамоты царя Назара Алихана, из которой ясно видно, что в числе прочих крестьян и предки наши, Небиеридзевы, были Ожорского монастыря крестьяне, за что царем Назаром Алиханом освобождены от всякого взыскания податей и повинностей и пожертвованы оному же монастырю. Причем, имеем честь доложить вашему сиятельству, что подлинная грамота царя Назара Алихана представлена церковными крестьянами селения Атоци, Георгием Гогичашвили и Беро Гуликашвили во время присваивания их себе во крестьянство князьями Палавандовыми и оная находится в Грузино-Имеретинской синодальной конторе, поелику каковой грамоты крестьяне Гогичашвили и Гуликашвили по решению Палаты уголовного и гражданского суда оставлены по-прежнему за церковным ведомством. О таковом противозаконном присваивании нас себе во крестьянство и притеснении князьями Палавандовыми, хотя и обращались с жалобою к его высокопреосвященству экзарху Грузии в октябре месяце 1837 года, 17 июня 1842 и 15 марта сего, 1842, годов, но не получили никакого удовлетворения. День ото дня терпим мы от князей Палавандовых несноснейшие притеснения. Чувствуя крайнейшую участь, осмеливаемся прибегнуть к стопам особы вашего сиятельства и [169] всепокорнейше просим соблагоизволить повелеть Горийскому уезди ому суду или кому следует об исследовании прописанной справедливости нашей с спросом под присягою старожилых жителей селений Терегвани, Бекмари. и других, в соседстве проживающих, и истребовать подлинную грамоту царя Назара Алихана и всю переписку из Грузино-Имеретинской синодальной конторы. Рассмотреть оные и по мере справедливости доставить нам, обиженным, законное удовлетворение с возвращением нам насильно отнятых князьями Палавандовыми, и от самоуправных притеснений ими, Палавандовыми оградить нас силою законов до совершенного окончания сего дела.

Прошение это вчерне и набело написал коллежский регистратор — Руднев.

ЦГИА Гр.ССР, ф. 4. оп. 1. д. 1018, лл. 3-4.