№ 108
1847 г. ноября 2. — Прошение казенных крестьян Шапершетского ущелья генералу Г. Воронцову об ограждении их от князей Эристовых
(Наместник оставил просьбу крестьян без внимания, см. там же, л.69)
Князья Эристовы, Дмитрий и Григорий, употребляя все меры жестокости, дабы покорить и незаконно присвоить нас [159] себе во владение, заставили всех нас вышеозначенных единодушно обращаться с всенижайшей просьбою в тя4з г. к его высокопревосходительству наместнику вашему Нейдгарду, раскрывая и с подробностью разъясняя ему причины, по которым мы не принадлежим в крестьянстве князьям Эристовым.
Следствием таковой нашей просьбы было то, что по приказанию его высокопревосходительства предписано осетинскому окружному начальнику Авалову исследовать дело наше. Начальник лее, разобрав дело, привел жителей Квешетского участка, селений Хендо и Чарти, под присягу всех, коих свидетельство мы представляем Вашему сиятельству на благорассмотрение. Они, подтвердили клятвою, что мы — казенные крестьяне, а не князей Эристовых. Несмотря на такое подтверждение их, князья Эристовы. Дмитрий и Григорий, не оставили нас в покое, но еще больше стали угнетать. Именно у одного из нас, Ивана Басишвили, Дмитрий Эристов отнял два быка, три коровы, двух сыновей, дочь и жену, не давая о таковом бесчеловечном поступке своем знать ни начальнику, ни местному заседателю, на что также представляем свидетельство жителей Чарти. Таким образом, то, что весьма противно закону нашей христианской православной религии: расторгать священный союз между мужем и женою без причины, он, Дмитрий Эристов, это поставил в ничто. Несмотря на то, что сии Эристовы преграждают нам путь ко всем судебным местам и строго запрещают являться нам в оные, угрожая совершенным разорением нас. Однако, надеясь на мудрое правление самодержца России, императора Николая Павловича, мы, невинно страждущие, прибегаем под защиту и покровительство Вашего сиятельства и всеподданнейше просим запретить Эристову впредь неправильно присваивать нас себе в крестьянство и тем дать нам твердую оборону к безопасному и спокойному житью. Начато ожидаем от Вашего сиятельства всемилостивейшего удовлетворения.
За неумением грамоты к сему прошению мы прилагаем перст.
Сочинил и набело переписал сие прошение Иван Иосифов.
Архив ЮОНИИ АН ГССР, д. 77, лл. 63-64. — Копия, машинописная.