№ 102
1842 г. июня 27. — Прошение казенных крестьян Джавского ущелья военному министру А. Н. Чернышеву о притеснениях их помещиками Мачабеловыми
Считаю честного оживотворящего Христа христова-мудрые цари российские, распространив пределы своего отечества, направили, наконец, свое сильное оружие и на Кавказский край и овладели им до известных пределов, человеколюбивые цари сии, видя глубокое идолопоклонство, утвержденное долговременностью, посеяли семена христианского благополучия в сердцах народов; поставили проповедников слова божия в подошвах Кавказских, где тратят не только миллионы денег и провозвестники есанбека при усилии русского правительства и при содействии божьего мало-помалу успокаивают искоренить языческие богослужения. И горские жители, видя истинное христианской религии и десницу великого монарха России, простертую на благодеяния, прибегли под покровительство правления мудрых царей России и благоденствовании под.... оного. Но к сожалению сие счастие наше мало-помалу началось прекращаться от своевольных действий князей Мачабеловых и Бараташвилевых, ибо эти князья, несмотря на то, что мы после пожалованных нам грамот грузинскими царями принадлежим казенному сословию, и что они не имеют никаких казенных прав к владению над нами, как над собственными крестьянами, простирают на нас неправильную власть свою, угнетают беспрерывно и приводят в совершенное разорение, не довольствуясь и этими противозаконными действиями, не дают нам свободного [151] прохода никуда; когда пожелаем служить дарю, останавливают нас и держат в руках своих долгое время, по выпуске бесчеловечно мучают нас, как хищника, на дороге сидят и отнимают все у бедных проходящих осетинцев, словом сказать, никуда не пускают нас к доставлению дневного пропитания.
Хотя слух сего несчастия (дошёл) до самого всероссийского императора, и хотя сей всемилостивейший самодержавнейший государь благоволил совершенно уничтожить таковые раздоры между нами и упомянутыми князьями и строго воспретил оным князям впредь не прикоснуться к нам, однако ж, как самовольные, сии князья Мачабеловы и Бараташвилевы не перестают от своих противозаконных действий и жестоко мучают нас, и, таким обратом, мы одни только терпим несчастье, а все подданные великого монарха под светом мудрого правления его благоденствуют.
Правда, во всякое время доходят наши жалобы до сведения высшего начальства, и хотя бывают удовлетворяемы, но, к несчастию нашему, никак невозможно устранить этих князей от себя. В этом текущем месяце некоторые осетинцы жаловались вашему сиятельству о крайнем притеснении себя от упомянутых князей, и когда поехали в свои жилища, встретился с ним князь Давид Мачабелов, бил их до крайности, отнял лошадей и все, что только имели, и одного из них, по имени Кеко, связанного привел сюда, в Тифлис, и ныне держит у себя, угрожая ему различными жестокими поступками с ним.
Посему, непрерывно терпя от князей Мачабеловых и Бараташвилевых жестокие и крайние стеснения и унижения, осмелились прибегнуть под покровительство и защиту вашего сиятельства и всепокорнейше просить вас: благоволите приказать кому следует оградить нас от неправильных и противозаконных поступков князей Мачабеловых и Бараташвилевых и строго воспретить им впредь касаться до нас, а если сего не угодно будет вашему сиятельству, то по крайней мере остановить их до законного решения, которого ныне ожидаем от веет милостивейшего государя, в противном случае всех нас доводят или до самоубийства, или до совершенного отпадения от христианской религии, или же до уподобления беглецам,, по лет сам блуждающих; ибо непрерывно терпим от сих князей [152] жестокие и бесчеловечные мучения, и тем окажите вашу неограниченную милости.
При сем; всепокорнейше просим ваше сиятельство соблаговолить, чтобы над нами начальство вали из русских, а с ними и некоторые и из осетин, из почетных сословий; в противном случае, если сего не будет, то опять упомянутые князья, воспользуясь помощью и средствами других князей, не перестанут угнетать нас.
Подписи
ЦГИА Гр.ССР, ф. 16, д. 7761, лл. 4-5.