Ингушетия в политике Российской империи на Кавказе. XIX век: Сб. док. и материалов / Сост., вступ. ст., примеч., указ. М. М. Картоева. Ростов-на-Дону: Магас; Государственная архивная служба Республики Ингушетия; ГБУ "Ингушский НИИ гуманитарных наук им. Ч. Ахриева", 2014.

Архивному фонду бывшей Чечено-Ингушской АССР не повезло: его и в лучшие времена нельзя было назвать богатым на дореволюционные документы, а в результате двух войн он был фактически уничтожен 1. Для созданной в 1993 г. Государственной архивной службы Республики Ингушетия важнейшими задачами стали выявление документов в фондах других архивов и формирование коллекций 2. Результаты этой кропотливой работы позволили подготовить рецензируемый сборник.

Целый ряд документов, так или иначе затрагивающих историю ингушей, был опубликован еще в XIX в. в широко известных всем кавказоведам "Актах, собранных Кавказской археографической комиссией" 3. Отдельные документы, посвященные ингушам, вошли в сборники о русско-чеченских отношениях 4, российской и советской политике на Центральном Кавказе 5. Кроме того, относительно недавно обнародован корпус сведений иностранных путешественников, характеризующий различные стороны жизни и быта ингушей в XVIII в. 6 Также следует упомянуть сборник, в который включены извлечения из газеты "Терские ведомости" 7.

Рассматриваемое издание — первое, полностью посвященное ингушам в XIX в. В нем 358 документов с 1803 по 1877 г., причем как опубликованных ранее, так и вводимых в научный оборот впервые. Они отобраны в фондах пяти архивов — Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), Российского государственного исторического архива, Центрального государственного архива Республики Северная Осетия — Алания, Центрального государственного архива Кабардино-Балкарской Республики, а также Центрального государственного исторического архива Республики Грузия.

Научно-справочный аппарат издания представлен археографическим введением и вступительной статьей "Ингушетия в политике Российской империи на Кавказе в XIX в.: основные сюжеты сборника", написанными историком, директором Государственного архива Республики Ингушетия М. М. Картоевым, аннотированными перечнями персон и географических названий, списком включенных в сборник документов. Каждый из них снабжен редакторским заголовком, архивной легендой, имеются также постраничные текстуальные примечания. Только один документ сборника лишен архивной легенды — это фрагмент военно-топографического описания Кавказа, составленного И. Бларамбергом (С. 445-447).

Первый, самый большой по объему раздел книги — "Ингушетия в системе российского управления на Кавказе: от генерала Ермолова до великого князя Михаила" включает 205 разноплановых и разнообразных как по характеру, так и по степени информативности [105] документов. Перед читателем предстают многие сюжеты: депутации от ингушских обществ, направленные в Санкт-Петербург, административно-территориальные преобразования, наказания горцев за их проступки и преступления и др.

Интересен корпус документов о попытках христианизации ингушских обществ: переписка экзарха Грузии с владикавказским комендантом по данному вопросу, рапорты русских чиновников, демонстрирующие методы "насильственной христианизации", а также ответную реакцию населения. Отдельного внимания заслуживает инструкция по управлению горскими народами Владикавказского округа, составленная во второй половине 1830-х гг. и отложившаяся в фонде "Штаб войск Кавказской линии в Черномории расположенных" РГВИА (С. 54-60). Этот документ определил основные обязанности приставов и их помощников, выполнявших функции управляющих в отдельных центрально-кавказских обществах. На них возлагалось немало обязанностей: от наблюдения за политической обстановкой до контроля за состоянием дорог и мостов. Здесь же отражены особенности судопроизводства: за небольшие преступления и проступки приговор выносился особой комиссией в составе пристава и его помощника, а за тяжкие преступления виновные предавались военному суду. Кроме того, в данную часть сборника включены разнообразные документы об основании новых населенных пунктов, казачьих станиц.

Второй раздел — "Ингушетия в Кавказской войне 1817-1864 гг." содержит свыше 120 документов. Они проливают свет на недостаточно освещенные проблемы, поскольку исследователи, как правило, сосредоточиваются на истории Дагестана, Чечни и территории проживания адыгских народов в рассматриваемый период, а Центральный Кавказ при описании Кавказской войны из поля зрения выпадает. Опубликованные документы, почти целиком посвященные военным сюжетам (походы, экспедиции, "усмирения"), добавляют существенные штрихи к пониманию Кавказской войны.

Большой интерес представляет корпус документов о деятельности имама Шамиля и его наибов на территории Центрального Кавказа. Она пока что не стала предметом специального исследования историков, а опубликованные документы раскрывают возможности монографического осмысления темы. Материалы по ней представлены разнохарактерными источниками: рапортами российских военных властей об организации защиты Владикавказского округа от нападения имама Шамиля, журналами военных действий, показаниями местных жителей о действиях отрядов "немирных горцев", а также текстами присяг ингушских обществ, подтверждающих согласие "покориться и повиноваться" (в сборник вошли переводы подобных писем карабулакских старшин, кистинского и галгаевского обществ). На хронологию, причины и последствия Назрановского восстания 1858 г. проливают свет 18 документов.

В завершающем разделе — "Военно-топографические описания и статистика численности населения" 38 документов 1803-1875 гг. Описания детально характеризуют природно-географические условия, а статистические материалы (они немногочисленны) помогают пониманию происходивших в регионе процессов. Большой интерес представляет "Инструкция для гг. офицеров Генерального штаба, находящихся при действующих отрядах во время экспедиций против горских народов", извлеченная из фонда "Департамент Генерального штаба" РГВИА (С. 452-459). Она составлена в начале 1830-х гг. полковником Г. Х. Госфортом по указанию главнокомандующего Отдельным Кавказским корпусом. Написание инструкции было вызвано [106] активизацией военных действий и попыткой понять характер "горской войны". Помимо описания ее особенностей, в ней офицерам предлагалось обратить внимание на природно-географическую специфику тех местностей, в которых им придется побывать, в том числе дорог. Отдельное внимание уделялось хозяйству и обычаям горских народов, их языкам.

К важнейшим источникам относится также "Описание народов, обитающих в Кавказских горах разных племен по правую и левую стороны Военно-Грузинской дороги, принадлежащих к Владикавказскому округу и зависящих от управления владикавказского коменданта", приложенное к рапорту коменданта полковника Г. Ф. Широкова. Здесь приведены списки населенных пунктов с указанием количества дворов и численности населения, даны характеристика порядка управления, вероисповедания и другая ценная информация.

Документы удачно дополнены иллюстрациями: репродукциями портретов служивших на Кавказе российских администраторов, архивных документов, гравюр с видами Назрановской крепости и казачьей станицы Слепцовской, а также 18 цветных фрагментов карт, выявленных в Российской государственной библиотеке и РГВИА, что позволяет представить размещение ингушских сел на Центральном Кавказе.

Необходимо упомянуть и о некоторых недочетах издания. Сборнику остро не хватает географического и именного указателей, которые облегчили бы читателям поиск документов. Кроме того, текстуальные примечания к документам следовало бы вынести в отдельный блок в конце книги. Возможно, не совсем обосновано включение в подобное издание материалов из газеты "Кавказ", которые по стилю своего изложения близки к публицистике (С. 475).

Отмеченные погрешности не снижают научной ценности данного издания, выполненного на высоком уровне. Хочется надеяться, что архивисты Ингушетии под руководством М. М. Картоева не остановятся на достигнутом и в ближайшие годы подготовят сборники документов по другим периодам истории ингушей.


Комментарии

1. См. подробнее: Что стало с архивами Чеченской Республики? (Интервью с В. А. Еремченко) // Отечественные архивы. 1995. N 2. С. 22-25; Гвоздикова Т. И. Последнее десятилетие архивов Чеченской Республики // Там же. 2003. N 2. С. 24-29.

2. Алмазов И. Г., Картоев М. М. История и современность архивного дела в Республике Ингушетия // Вестн. архивиста. 2009. N 2. С. 72-73.

3. Акты, собранные Кавказской археографической комиссией. Тифлис, 1866-1904. Т. I-XII. См. также: Акты Кавказской археографической комиссии об Ингушетии и ингушах: Сб. док. / Сост. Л. М. Парова. Назрань, 1995.

4. Русско-чеченские отношения. Вторая половина XVI-XVII в. / Выявление, сост., введ., коммент. Е. Н. Кушевой. М., 1997.

5. Вайнахи и имперская власть: проблема Чечни и Ингушетии во внутренней политике России и СССР (начало XIX — середина XX в.) / Отв. сост. И. А. Зюзина. М., 2011; Административная практика Российской империи на Центральном Кавказе с конца XVIII в. до 1870 г. (на материале Осетии): Сб. док. / Сост., вступ. ст., коммент. Е. И. Кобахидзе. Владикавказ, 2012; Между централизмом и регионализмом: административные преобразования на Центральном Кавказе в 70-х гг. XIX — начале XX в.: Сб. док. / Сост., вступ. ст., коммент. Е. И. Кобахидзе. Владикавказ, 2014.

6. Ингуши в европейских нарративных источниках // Кавказ: европейские дневники XIII-XVIII вв. / Сост. В. Аталиков. Нальчик, 2010. С. 152-301.

7. Об Ингушетии и ингушах: Материалы газеты "Терские ведомости" / Сост. М. С.-Г. Албогачиева. СПб., 1999-2005. Вып. I-III.

Текст воспроизведен по изданию: Ингушетия в политике Российской империи на Кавказе. XIX век: Сб. док. и материалов // Отечественные архивы, № 6. 2016

© текст - Манышев С. Б. 2016
© сетевая версия - Тhietmar. 2023
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Отечественные архивы. 2016