Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 492

Н. Н. Муравьеву, 19 апреля 1855

Н. Н. МУРАВЬЕВУ

Москва, 19 апреля 1855

Почтенный Николай Николаевич.

Хотел сообщить тебе о главнейших наградах вчерашнего дня, но приказы на мое имя как человека, не имеющего должности, доходят поздно, и до того известны мне одни слухи. Говорят, что из значительных назначений г[енерал]-адъютант граф Александр Строганов на место Анненкова 1 генерал-губернатор в Новороссийский край...* (Помета на полях копии карандашом: «Неразборчивое имя...».), а прежнего генерала контролером на место Кушелева-Безбородки 2.

Сделано два или три генерал-адъютанта, несколько генералов произведены в свиту и назначено довольно много флигель-адъютантов. Видно, что по-прежнему признаются они людьми необходимыми для наставления генералов в их обязанностях, а за главнейшими из них, начальствующими важными частями, быть шпионами. Натурально подобную должность отправляю из чести. Были слухи о двух фельдмаршалах Чернышеве и Воронцове. Некоторые вместо их производили Меншикова и Горчакова, вознося до небес сего последнего и ни с кем не сравнивая.

Если бы великий полководец князь Ерихонский увидел кого-нибудь в одном с ним чине, это было бы окончательным для него ударом. Впрочем, здесь есть недавно приехавший из Варшавы восхваляющий умственные способности светлейшего 3 и только заметивший некоторое изменение физических сил.

В Петербурге, конечно, не во дворце, молва не в пользу великого!

Все рассказал тебе и легко, быть может, весьма мало основательного. Теперь поговорю и о тебе, почтенный Николай Николаевич. Ты, конечно, столько же уверен, что человек, подобно тебе, занимающий высокое место в [637] государстве и обличенный властию, должен иметь завистников и ожидать от них интриг [и] пакостей. Теперь выезжающие из Грузии люди, тобою не удерживаемые, конечно, не хвалят тебя, лишась жизни без всякого труда и даром получаемого хорошего содержания. Есть и другого рода нерасположенные, которые хотя и служат с тобою, но с ними не то обращение, которое издавна приучило их мечтать, что они люди превосходные и, может быть, трудно заменяемые.

До меня дошли слухи, что командующий во Владикавказе генерал барон Вревский 4 недоволен сделанным ему приемом, а, быть может, и замечаниями. А за него голоса готовы. Уверен, что тебя не заставит это оказывать незаслуженное уважение. Так и я поступил некогда и безбоязненно.

Не слыхивал никогда и не подозревал о существовании генерала Мусницкого 5. Находят, что неудобно заменить генерала барона Врангеля 6 чиновником, не имеющим понятия о стране и ее народе.

Не вмешиваюсь в рассуждения о делах, до меня не принадлежащих и, не имея данных, не позволю себе иметь какое-либо мнение. Хотел только довести до тебя молву.

Мало в стране твоей осталось людей, мною знаемых, и потому потерю прежних пополняю я новыми знакомыми. Из них не менее 15 лет хорошо знаю я генерал-майора Волкова 7 и очень люблю отлично служившего офицера, которого заслоняли подлые происки и интриги могущественные при слабом твоем предместнике. Дай ему занятия, приличные его способностям, а в усердии и пламенной доброй воле недостатка не будет!

Ни одного не имел я от тебя письма иначе как твоей руки. Последнее и единственное с малою в конце припискою. Одному Золотареву 8 прочитал я его, когда он сообщил мне содержание письма сего, полученное им из Тифлиса, весьма разнящегося в смысле, и мне сказывали, что есть уже в Петербурге, может быть злонамеренно составленные списки. Трогательно для меня письмо твое, и я его сохраню до смерти. Но мое теперешнее сожги, сделай дружбу! Сделай, однако же, соображение как составлен список неизвестной бумаги, кроме одному писавшему ее. Это предостережение я обязан поставить на вид.

Прощай, да благословит тебя Бог!

Душевно любящий Ермолов.

Венские конференции ничего не произвели и, кажется, приостановились.

Это одного Государя не встре[...]* (В этом месте письмо обрывается.)

РГВИА Ф. 169. Оп. 1. Д. 2. Л. 16-17 об. Копия.


Комментарии

1. Анненков Николай Николаевич (1799-1865) — с 1844 г. — генерал-адъютант, с 1854 г. — сенатор, в 1854-1855 гг. — новороссийский и бессарабский генерал-губернатор, в 1855-1862 гг. — государственный контролер.

2. Кушелев-Безбородко Александр Григорьевич (1800-1855) — граф, директор департамента Государственного казначейства с 1837-го по 1844 г., государственный контролер с 1854-го по апрель 1855 г., член Государственного совета с 1855 г., меценат, почетный член Петербургской Академии наук.

3. И. Ф. Паскевич.

4. Вревский Ипполит Александрович (1814-1858) — генерал-майор, в 1852-1855 г. — начальник Владикавказского военного округа, с 1856 г. — командующий войсками Лезгинской кордонной линии.

5. Мусницкий Осип Осипович (1800-1866) — с 1847 г. — генерал-майор, в 1850-1855 гг. — командир лейб-гвардии Егерского полка, в 1855-1857 гг. — начальник 21-й пехотной дивизии, с 1856 г. — генерал-лейтенант, с 1861 г. — киевский комендант.

6. К. К. Врангель — начальник 21-й пехотной дивизии.

7. Волков Петр Аполлонович (1807-1889) — в 1855 г. — генерал-майор, командир 1-й бригады 20-й пехотной дивизии, позднее — генерал-лейтенант.

8. Золотарев Иван Федорович (1812-1881) — воспитанник Дерптского университета (1831-1836), чиновник Министерства внутренних дел, член Русского географического общества, директор походной канцелярии М. С. Воронцова на Кавказе.