Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 481

М. С. Воронцову, 1 июня 1853

М. С. ВОРОНЦОВУ

Москва, 1 июня 1853

Почтенный князь Михаил Семенович.

Князь Бебутов, пробыв здесь два или три дня более нежели предполагал, сообщил мне много любопытных сведений или поправил мои прежние, не во всем основательные о стране, часто воспоминаемой мною. Нередко рассказы его казались мне о чем-то мне незнакомом: так переменился Кавказ, принявший вид устройства и порядка, что говорили мне весьма многие, но не с такою основательностью и знанием обстоятельства. Не стану говорить о созданном тобою европейском Тифлисе, когда уже глухой и мрачный Владикавказ сделался красивым городом, охватившим оба берега Терека.

Приятно мне было свидание с князем Бебутовым и встретить в нем чувства ко мне долгое время служившего вместе и по должности близкого мне человека. Мало весьма мог я сделать ему пользы; но ты важными по службе поручениями, занимаемою им значительною должностью обнаружил его способности, сделал его известным государю и наследнику и для службы полезным и надобным. Он все это живо чувствует, и из множества облагодетельствованных тобою, конечно, нет более признательного и приверженного. Словом, он принадлежит тебе душою!

Мне пришла мысль вознаградить его за это, и ты верно одобришь ее. Выслушай предисловие.

Давно просил я князя Бебутова, чтобы прислал мне свой портрет. Он привез с собою из Тифлиса так гнусно нарисованный, что я отказался иметь его в доме и требовал, чтобы доставил он мне другой, по крайней мере имеющий человеческую фигуру. В бытность его в Варшаве писал его портрет хороший художник; но [так] как в короткое время невозможно было его кончить, то брат князя Бебутова 1 чрез месяц по возвращении его в Петербург прислал его ко мне из Варшавы по его приказанию. Портрет этот я тебе посылаю. Знаю совершенно, что для него это будет одною из самых лестных наград, если ты его примешь.

Он везет его с собою, нимало о том не подозревая, и ящик адресован на имя Михаила Павловича Щербинина. Письмо это, по отъезде князя Бебутова [628] отсюда, посылаю се экстрапочтою. Я воображаю, какой это для него сюрприз, и думаю, что за выдумку он благодарен мне будет.

В коллекции портретов обязанных во множестве тобою лиц ему принадлежит высокое место.

Давно не писавши тебе, не помню, просил ли я за статского советника, служащего в Крыму, Озерецковского 2. Давно весьма знаю я этого благородного и отлично-честного человека. Более 25 лет назад поручал мне его знаменитый времен Екатерины профессор, отец его, некогда мой учитель 3. Тебе давно известно мое ничтожество, и на что мог быть я ему годным?

Напиши о нем официально новому министру финансов. Не вижу, почему не быть ему действительным статским советником. Взгляни на это дело со вниманием.

Михаил Павлович Щербинин представит тебе записку, присланную мне при письме Зубаловым, которую я препроводил к нему. О деле его я никакого не имею понятия; могу только сказать, что в мое время Зубалов был весьма полезный человек, отлично-расторопный и усердный комиссионер, не раз выводивший меня из больших затруднений и нередко подвергаясь немалым утратам. Приобретая выгоды, он не был замечаем алчным. В пользу его я прошу твоего правосудия.

Слухи повсеместные о войне 4; но мне не верится, чтобы дошло до схватки.

Много лишних войск не найдется у тебя. Князю Бебутову я смеялся, что на границе Карса будет он стоять один с мечом, и пожелал ему, чтобы на этот случай имел он меч Алия 5 длиною в 50 локтей. Это не будет лишним!

Прощай, почтенный князь, желаю тебе всего лучшего, что иначе и быть не может.

Душевно преданный Ермолов.

РГАДА Ф. 1261. Оп. 3. Д. 1381. Л. 291-292 об.


Комментарии

1. Бебутов Давид Осипович (1793-1867) — брат В. О. Бебутова, генерал-майор с 1846, в 1834-1856 гг. — командир Конно-мусульманского полка, дислоцированного в Варшаве; позднее генерал-лейтенант, с 1861 г. — варшавский комендант.

2. Озерецковский Яков Николаевич (1804-1864) — действительный статский советник, литератор, сын Н. Я. Озерецковского; участник русско-персидской войны 1826-1828 гг., с 1832 г. служил в корпусе жандармов, в 1836-1839 гг. находился в Вене, обеспечивая связь III отделения с австрийскими властями, в 1841-1863 гг. — управляющий Крымским соляным правлением.

3. Озерецковский Николай Яковлевич (1750-1827) — русский естествоиспытатель, член Петербургской Академии наук (1782). В 1768-1772 гг. участвовал в академической экспедиции по изучению производительных сил России, в которой был помощником И. И. Лепехина. Путешествовал по Онежскому и Ладожскому озерам в 1785 г., озеру Ильмень — в 1805 г., верховьям Волги и озеру Селигер — в 1814 г. Собрал обширный естественнонаучный, этнографический и статистический материал.

4. Речь идет о надвигавшейся Восточной (Крымской) войне (1853-1856).

5. Речь идет о легендарном мече выдающегося воина четвертого халифа Али (656-661), доставшемся по преданию ему от самого Мухаммеда. Этот меч (Зульфикар) является одним из символов ислама. Позднее меч перешел к султанам османской Турции и стал символом доблести. Полулегендарный меч был одной из эмблем турецких янычаров. Его изображение помещалось на военных знаменах, на могилах павших воинов. Название знаменитого меча стало популярным мужским именем у мусульман.