Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 476

М. С. Воронцову, 25 августа 1852

М. С. ВОРОНЦОВУ

Москва, 25 августа 1852*

* Помета М. С. Воронцова: «Получено 1 сентября».

Почтенный князь Михаил Семенович.

Благодарю за письмо, в котором сообщаешь об экспедиции против Даниель-Бека со стороны прежних его владельцев 1. Привык я видеть, что предприятия оканчиваются всегда согласно с желанием; но на сей раз есть обстоятельство новое и весьма замечательное. Переселение 1500 семейств без выстрела есть дело необыкновенное, и, конечно, ничто столько не обнаруживает действия нравственной силы. Тут не были употреблены огромные военные средства. Новые переселенцы, без затруднения доступные, теперь по необходимости, может быть, сделаются менее мошенники. Весьма ощутительны успехи орудия нашего, быстро идущее внутреннее благоустройство края или, можно сказать, новое данное ему бытие, и я воображаю, каким чувством исполняется душа твоя, как виновника всему, и можно ли удивляться, что есть завидующие твоему положению.

Не понимаю я Даниель-Бека, как не ослабевает он в предприятиях, всегда наказываемый поражением, ни разу не ободренный удачею 2. Характер замечательный! Жаль, что предместники твои не умели извлечь из него пользы.

Обрадовал я Омар-бека твоим милостивым воспоминанием о нем. И теперь приятнейшие минуты его наполняет мысль о том времени, когда он был при особе твоей. Я уверен, что не менее будет благоволения к Клавдию, когда будет он иметь счастие сделаться тебе известным. Неловко хвалить сына, но тебе скажет о нем князь Семен Михайлович, который знает, что такое офицер смелый, и видел в нем хорошую его душу.

Здесь минуту видел я генерала Головина, который с восхищением рассказывал мне, что ты хвалишь боржомские воды, обязанные ему своею известностью 3. Говорил мне также о последней экспедиции по извещению от тебя.

Позволь мне сказать слово о генерал-майоре Лещенко 4, бригадном командире линейных баталионов за Кубанью. Он в мое время был старшим адъютантом в корпусном штабе, после дежурным штаб-офицером при Вельяминове на линии; был офицер отлично-расторопный, усердно исполнявший разные поручения и из числа тех, которым знакомы письменные дела. 40 лет на Кавказе, но по наградам его вижу, что он позади всех, что и заставляет меня думать, что он подпал невыгодному замечанию. Если я обманываюсь в догадках, то, по усмотрению твоему, почтенный князь, услади ему его служением. Быть не может, чтобы он был всех хуже на Кавказе; а назначения его невидные, не он избирает. Я хлопочу за сослуживца, а таковых повсюду остается у меня весьма немного.

Сегодня, как слышно, назначено празднование юбилея военного министра, и приверженцы его делают большие приготовления. Собираются деньги по подписке. Посмеет ли кто не желать участвовать в высоком торжестве? Вероятно, ожидает его громкая награда. Конечно, ты обо всем узнаешь лучше меня; но и я написал бы, если бы ты не был в разъездах.

Весь твой душою Ермолов.

РГАДА Ф. 1261. Оп. 3. Д. 1381. Л. 286-287 об. [624]


Комментарии

1. В письме от 25 июля 1852 г. Воронцов сообщал Ермолову: «Глупое и совершенно несчастное предприятие Даниэль-Бека дало нам возможность и решительную волю кончить важнейшее дело переселения на плоскость всех жителей верхних магалов... Теперь Даниэль-Бек сам дал на то сильный повод и дело сделано в пять или шесть дней без всякой с нашей стороны потери; около 1500 дворов, живущих в 15 деревнях, перешли и сами помогли истребить свои селения, проклинают Даниэль-Бека за его необузданное предприятие и он весьма растревожен потерею целого края, коего жители по принуждению его во всем помогали» (РА. 1890. Кн. 1. С. 455-457).

2. В мае 1852 г. Шамиль предпринял неудачную попытку занять Военно-Грузинскую дорогу. Тогда же Даниэль-Бек атаковал Лезгинскую линию. Вместе с тем Даниэль-Бек вступил в переговоры с российскими властями с целью добиться прощения и позволения жить в Цахуре. Эти условия, однако, не были приняты (Покровский Н. И. Кавказские войны и имамат Шамиля. М., 2009. С. 512).

3. В 1841 г. Головин вылечил свою дочь Екатерину. В честь этого события он благоустроил целебный источник и назвал его именем исцеленной. Около Екатерининского источника археологи в 1912-1913 гг. во время раскопок на глубине 7 метров нашли древние каменные ванны, датируемые I в. н. э.

4. Лещенко Василий Давидович — генерал-майор с 1851 г., в 1850-1854 гг. — командир 1-й бригады кавказских линейных батальонов.