Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 466

М. С. Воронцову, 10 января 1852

М. С. ВОРОНЦОВУ

Москва, 10 января 1852*

* Помета М. С. Воронцова: «Получено 20 генваря 1852».

Почтенный князь Михаил Семенович.

Нечего пожелать тебе с новым годом, разве несколько более времени для отдохновения. Без сумнения должны были встретить тебя по возвращении твоем многие занятия, ибо после письма с Белой речки я ни строки твоей не имею. [613]

Булгаков, по поручению твоему, давал мне читать письмо твое о Хаджи-Мурате. Воображаю, сколько это досадно и может быть вредно Шамилю. Один из лучших его наибов, человек предприимчивый, имеющий приверженцев, заставит его быть осторожным, и он, конечно, удержит залогом жену его и семейство. Власть, с которою управляет Шамиль, долговременная борьба, хотя весьма невыгодная, доказывают, что он человек необыкновенно умный. На месте его другой будет предприимчивее, побудит горцев к решительным действиям, обещая большие выгоды в случае успеха. Две или три неудачи с чувствительным уроном не только потрясут, но могут даже разрушить власть имама. Потерянная к нему доверенность может уничтожить и самое его существование. Для этого надобно быть Даниель-Беком 1. Он сядет на русский штык, и с ним исчезнет безобразное имамство!

Этого я ожидаю и может случиться в непродолжительном весьма времени. Ты, конечно, смеешься надо мною, что я не скорее ожидаю этого действия прямо от оружия нашего. Я не буду противоречить тебе; но, конечно, весьма много способствует тому жестокая власть Шамиля, давно заместившая секирою фанатизм религиозный 2!

Перейду к другому предмету, к слухам! Вскоре ожидается юбилей военного министра 3; к нему присоединится твой юбилей 4, и говорят, что приуготовляются два фельдмаршальские жезла 5. Это согласно с общим ожиданием, и если изредка слышится рассуждение, оно тебя не касается. Тебе подносится принадлежащее!

Сюда вскоре ожидается генерал Реад, которого, не знаю на каком основании, выдают под названием твоего помощника. Не думаю, чтобы ты имел в таковом нужду, и ты можешь делать их из подчиненных, во множестве отлично способных и, конечно, более знакомых со страною и обстоятельствами. Впрочем, может быть, это было собственное твое желание; а если нет, то, конечно, князь Паскевич участвовал в его назначении.

Не видывал я Слепцова 6; но как жалел о потере храброго! Горько пасть молодцу от пули подлого чеченца! Не одну можем мы считать подобную утрату. Ты лучше многих знаешь это, служа на Кавказе во время славного Цицианова, которого дела, по мере ничтожных средств, кажутся неимоверными. Имя, данное станице, есть награда, за которую надобно пасть на колена пред Императором. Это сотворит не одного Слепцова впоследствии!

Вижу двух твоих здесь адъютантов женихами. Оба достойные молодые люди, но кажется, немало способствует им то, что они могут служить при тебе. Магическая сила имени!

Это дает мне смысл напомнить о собственном предложении твоем взять в адъютанты моего Клавдия вместо Виктора, которому ты сделал счастие переводом в гвардию. Я принес искреннюю благодарность за Клавдия и после того спрашивал (давно уже), может ли он надеяться иметь эту честь. Ты не отвечал мне ни слова, и я боюсь, не переменил ли ты намерения.

Через две недели он отправляется к своему месту и какая бы ни была судьба его, со всем тем нет лучше службы как на Кавказе под лестным твоим начальством. [614]

Отвечай мне по этому предмету что-нибудь, нимало себя не стесняя! Не менее я буду преданным тебе и почитать тебя беспредельно.

Ермолов

РГАДА Ф. 1261. Оп. 3. Д. 1381. Л. 271-272.


Комментарии

1. Султан елисуйский.

2. Имеется в виду распространение учения тариката. См. прим. 2 к письму А. А. Закревскому от 13 декабря 1825 г. В 1860-х гг. в Дагестане стала распространяться новая форма тариката — так называемый «исправительный» тарикат.

3. А. И. Чернышев. Ему в декабре 1851 г. исполнилось 65 лет.

4. М. С. Воронцов родился в 1782 г., ему в мае должно было исполниться 70 лет.

5. А. И. Чернышев фельдмаршалом так и не стал, а М. С. Воронцов получил этот чин только в 1856 г.

6. Слепцов Николай Павлович (1815-1851) — герой Кавказской войны. За отличие в экспедиции против горцев 30 июня 1841 г. награжден орденом Св. Станислава 3-й степени. В сентябре 1844 г. произведен в чин майора и получил назначение в Кавказское линейное казачье войско. В 1845 г. назначен командиром 1-го Сунженского линейного казачьего полка и стал одним из руководителей создания станиц на реке Сунжа — Сунженской линии. В 1845 г. с казачьим Назрановским отрядом в Малой Чечне под начальством генерал-майора Нестерова участвовал в штурме аула Шаудень-Шари, за что произведен в чин подполковника. Когда в 1846 г. Шамиль переправился в ночь с 15 на 16 апреля со значительными силами через Сунжу и двинулся по направлению Большой Кабарды, Слепцов неожиданным нападением заставил его отступить. В 1847 г. Слепцов одержал победу над чеченцами на берегах реки Ассы, за что был произведен в полковники и награжден золотой саблей с надписью «За храбрость»; 14 октября того же года произвел удачное нападение на аулы ингушей-карабулаков. 19 января 1850 г. награжден орденом Св. Георгия 4-й степени. 22 августа 1850 г. казаки под командованием Слепцова штурмом взяли укрепленную линию Шамиля в Большой Чечне, преграждавшую путь к аулу Ведено, причем потеряли при штурме лишь трех казаков. За это он был произведен в генерал-майоры и назначен начальником Верхне-Сунженской линии. 10 декабря 1851 г. на берегу реки Гехи Слепцов был убит в бою с чеченцами. По приказу военного министра от 29 декабря 1851 г., станица Сунженская была переименована в Слепцовскую.