Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 432

М. С. Воронцову, 24 июля 1849

М. С. ВОРОНЦОВУ

[Осоргино]*, 24 июля 1849

* Помета А. П. Ермолова: «Из деревни».

После проезда твоего, почтеннейший князь Михаил Семенович, я опять в моей деревушке, куда доходят до меня [слухи], в последние дни наиболее подтверждающиеся, что будто ты уже не возвратишься в Грузию, но замещаешь фельдмаршала в командовании армиею. Не знаю, до какой степени можно этому верить, но и совсем не верить невозможно.

Теперь позволь обратиться к тебе с воспоминанием о просьбе, которую принес тебе в Москве князь Палавандов, принятый тобою благосклонно [586] и с великодушным участием. По совету твоему он собирался в Петербург, чтобы тебя застать, но слышно, что ты не мог успеть кончить дела и должен ехать в Варшаву, а потому думаю, что он уже не поедет.

Подтвердив отзывы прежних его начальников о похвальной его службе, ты сносился с военным министром о продолжении ему аренды, в чем граф Киселев 1 сделал затруднение. Положение его затруднительное, имение заложено за уплату долгов его тестя в надежде сохранить наследство для жены своей. Но и это не удалось, и если имение не поступило еще в публичную продажу, то потому только, что остановлено по твоему приказанию. Ты большую сделал милость жене его, войдя с представлением по делу умершего отца ее Луарсаба Орбельянова, который некогда служил при мне. Итак, единое средство ему поддержать себя, по мнению моему, есть служба.

Довольно долгое время и Палавандов служил при мне бескорыстно и без малейшего упрека, и я, уважая его способности, не мог отказать ему в доставлении тебе докладной записки у сего препровождаемой. И ты сделаешь по твоему благоусмотрению.

Я сообщу тебе все, что от него слышал, чего он желает, что почитает возможным или справедливым и даже что почитает затруднительным.

Определение в Сенат по 4 департаменту, куда поступают дела Кавказского края, в какое звание удостоен будет. В теперешнем чине он более 18 лет. Если это не последует, то согласно с высочайшею волею, изъявленною на доклад военного министра иметь его в виду для определения к соответствующему званию его места, до того употребить его по делам службы в главном управлении и между тем (как то было прежде) считать его при министерстве, получая оклад по чину по внутреннему положению с сохранением теперешней его пенсии. На это может он иметь право, так как служба его высшим начальством признана беспорочной и ревностной. Тогда можно доставить ему возможность ехать обратно отсюда по казенной надобности. Иначе, я знаю достоверно, ему чрезвычайно будет затруднительно с семейством выехать отсюда, не сделавши долгу.

Император в бытность его в Грузии был чрезвычайно к нему милостив и внимателен, и при твоем могущественном предстательстве он большую имеет надежду. Конечно, не будет для него более благоприятного случая как пребывание твое в Петербурге или в присутствии Государя.

Я все сказал, что знал, а ты и лучше придумать можешь, последовав великодушию твоему. Мне нетрудно было заметить, сколько боится князь Палавандов не застать тебя в Петербурге, и, конечно, я не способствовал к рассеянию его боязни. Прощай, какие бы ни последовали в положении твоем перемены, всегда от чистого сердца желаю тебе успехов и счастия. Будь здоров.

Неограниченно преданный Ермолов.

Скажи мое совершеннейшее почтение княгине Елизавете Ксаверьевне. Я чрезвычайно рад был ее видеть, ибо почти не имел чести быть ей знаком, ибо в Одессе при знаменитых тогда посетителях я мог даже не быть замечен. И я совсем не знал княгини до нынешнего разу, ибо только теперь уверился, что может быть женщина такого очаровательного обращения даже с человеком, едва ей известным. После нея многим из моих знакомых невыгодна будет со мною встреча! [587]

Тебе, любезный князь, более прежнего принадлежит моя искренняя преданность. Что благодарность моя в сравнении с милостями, оказанными детям моим, которые в тебе имеют единственного покровителя.

[Ермолов]

РГАДА Ф. 1261. Оп. 3. Д. 1381. Л. 258-259 об.


Комментарии

1. П. Д. Киселев.