Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 402

М. С. Воронцову, 3 ноября 1847

М. С. ВОРОНЦОВУ

Москва, 3 ноября 1847

Удержанный некоторыми обстоятельствами, я только 6 числа могу отправиться за границу.

Хочу перед отъездом сказать тебе, почтеннейший князь Михаил Семенович, сколько обрадован я был известием, что младший из воспитанников моих подпоручик Ермолов 3-й произведен в следующий чин 1. Весьма лестна для него эта награда и тем более, что под глазами самого главнокомандующего он ее удостоен.

Давно лишен я удовольствия читать твои письма. Теперь рад был бы одной твоей подписи, ибо мог бы судить о восстановлении твоего зрения, которого болезненное состояние было общим беспокойством. Но ты не пишешь, полагая меня давно уже уехавшим. [544]

Мне легче стало высказывать тебе, сколько благодарен я за милостивое твое и, можно сказать, благодетельное внимание к моим детям, но в то же время не должен скрыть сожаления моего, что двоюродный брат мой тифлисский военный губернатор 2, как должно мне казаться, не имел счастия приобрести твоего благоволения. Я заключаю это из того, что в течение целого года от тебя не слыхал я ни одного слова. Родство не почитаю я обязанностью предстательствовать за него. Но зная его с ребячества, более 25 лет назад знавши его хорошим весьма офицером под командою моею, я могу смело говорить, что он достоин внимания; предположив даже, что я не умею определить способности офицера, я мог бы в подтверждение мнения моего о нем обратиться к благосклонному расположению к нему бывших начальников князя Сакена 3, графа Дибича и даже князя Варшавского 4, конечно не питающего большой ко мне нежности, чтобы желать сделать мне приятность и одолжение. Все замечали в нем пламенное усердие в исполнении своих обязанностей, подчиненного ревностного и не без способностей. Поведение его всегда было прямое, чуждое интриг. Но служа без протекции, он не мог достигнуть больших успехов, и я утешался мыслью, что наконец при начальнике внимательном, могущественном приобретет он их, всегда доселе отказываемых неблагоприятным счастием. Он не имел случая сделаться тебе известным и, в виду имея одну военную службу, не помышлял о занимаемой им должности и даже к занятиям лучше ему знакомым, не имел дерзости напрашиваться под твое начальство. Внезапно для него последовало назначение; твоему произволу предоставлено было избрание другого. Чем же виноват он, что теперь в Грузии. Вина на моей стороне, что я был в восхищении, что он под твоим высоким покровительством.

Не рассердись на простодушное объяснение и прилично достоинству твоему не забудь одного, что он служит без всякой подпоры и имеет весьма небольшое состояние и служба для него необходима. Припомни, если нужно будет другому его место!

Да благословит Бог подвиги твои для славы отечества.

Преданный Ермолов

РГАДА Ф. 1261. Оп. 3. Д. 1381. Л. 213-214 об.


Комментарии

1. Север Ермолов был произведен в чин поручика.

2. С. Н. Ермолов.

3. Ф. В. Остен-Сакен.

4. И. Ф. Паскевич-Эриванский, граф, светлейший князь Варшавский с 1831 г. — второй титул получил за подавление польского восстания.