Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 400

М. С. Воронцову, 20 октября 1847

М. С. ВОРОНЦОВУ

Москва, 20 октября 1847*

* Помета М. С. Воронцова: «Пол[учено] 30 окт[ября]».

Видел из письма твоего, почтенный князь Михаил Семенович, что ты не забыл обо мне, но полагал меня уже выехавшим. А. В. Богдановский исполнил поручение твое и дал мне почитать письмо к нему. Из приказа по войскам узнал я любопытные подробности всех действий и, наконец, еще обстоятельнейшие из официальных известий. Конечно, никто не ожидал столько отчаянного и твердого сопротивления горцев и нет сумнения, что едва ли повторится подобное и выищутся охотники схватиться после столько ужасного урока 1. Вскоре должны быть ощутительные результаты и потрясется могущество Шамиля. Потери его распространят уныние и отчаяние в семействах во всем пространстве непокорного Дагестана и утвердятся покорствующие нам.

Немаловажна и потеря трех наибов, избираемых между самыми приверженнейшими к нему.

Уразумеют, наконец, что нет выгоды гибнуть для удовлетворения властолюбия злодея. Любопытно чрезвычайно наблюдать расположение горцев к нему после этого происшествия, и, конечно, трудно ему будет требовать от них равного самоотвержения. У тебя молодцы начальники, и ничто не укроется от их внимания и может представиться случай дать желаемый вид делам, которому положено начало неусыпными твоими трудами и неимоверною деятельностию.

Наконец явилась нетерпеливо ожиданная** (Так в оригинале.) реляция в наших газетах, переходящая из рук в руки. Салты в устах каждого 2, и новое назначение молодого твоего князя 3 и высочайший на имя твое рескрипт доказывают каждому, сколько уважены Государем Императором действия твои и распоряжения и как велики надежды его, что приближается время, когда непокорный Кавказ перестанет быть враждебным. Ни от кого из прежних начальников этого не [542] ожидал. Многие весьма убеждены, что, кроме тебя, никто другой не сделает. Я со своей стороны не престаю думать, что, наконец, будет начертан план, по которому должны действовать твои наследники; основано будет внутреннее управление края, предмет важнейший; прекратится произвол начальников, и все усилия каждого устремлены будут к одной цели. Словом, все будет твоим творением, и Кавказ достойным тебе памятником. У тебя власть, у тебя огромные средства и доверенность Императора, каковой никто другой удостоен не был.

О тебе не умолкает молва! Говорят, что ты имел свидание с Государем в теперешнем его путешествии; другие утверждают, что ты зимою едешь в Петербург. На днях я отправляюсь за границу и вспоминаю с сожалением, что так долгое время не буду иметь о тебе известий. Не поверю известиям иностранным. У их печатного станка сидит зависть могуществу нашему и злоба, что не могут вредить нам. Прощай, продолжи мне твое прежнее расположение. Воспитанникам моим будь милостив, если они того будут достойны. Не забудь слова мои, что они счастливы, пока Воронцов их начальник. Внимание твое к ним уничтожает невыгоды быть моими детьми. Прощай, Бог благословит твои подвиги.

Ермолов

РГАДА Ф. 1261. Оп. 3. Д. 1381. Л. 217-218 об.


Комментарии

1. Речь идет об отчаянном сопротивлении горцев при обороне аула Салты. Воронцов писал в рапорте к военному министру А. И. Чернышеву от 29 сентября 1847 г.: «Нет деревни в Дагестане, которая не оплакивала бы большего числа из лучших и храбрейших сынов своих...» (АКАК. Т. X. Тифлис, 1885. С. 462).

2. Штаб Отдельного Кавказского корпуса придавал огромное значение этой победе над горцами и в том же году издал специальную брошюру «Овладение укрепленным аулом Салты в Дагестане в 1847 году», в которой подробно рассказывается об осаде аула (Овладение укрепленным аулом Салты в Дагестане в 1847 году. Тифлис: Военнопоходная типография Штаба Отдельного Кавказского корпуса, 1847. 56 с.).

3. В 1847 г. сын М. С. Воронцова Семен Михайлович перешел из гражданской службы в военную, зачислен штабс-капитаном в лейб-гвардии Преображенский полк, стал флигель-адъютантом и назначен состоять при М. С. Воронцове.