Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 380

М. С. Воронцову, 28 ноября 1846

М. С. ВОРОНЦОВУ

Москва, 28 ноября 1846

Не прими, почтеннейший князь Михаил Семенович, в виде упрека сожаление мое, что давно весьма не имею от тебя никакого известия. Я знаю, что непомерная деятельность твоя редко предоставляет время, необходимое для отдохновения, а потому не могу быть до того безрассудным, чтобы роптать на твое молчание.

Собственноручную записочку твою вместе с приказом по войскам я получил и рад был чрезвычайно приятному известию.

Успехи, приобретенные князем Бебутовым, по справедливости блистательны 1. Следствия их должны вскоре быть ощутительны в рассуждении нравственного влияния на горцев. Потери, понесенные ими, не ободрят, конечно, их; но дух войск наших чрезвычайно возвысится тем, что давно уже весьма [515] с таким малым числом войск, и в особенности артиллерии, никто не входил в горы и, что более, против Шамиля, который возрастает в общем мнении, и тебе одному предстоит уничтожение его могущества, за которым последует его падение. Все убеждены, что ты один сделать это можешь; а мне кажется, что это и не весьма уже отдалено. К утверждению меня в сей надежде споспешествуют последнего времени происшествия. Я хочу сказать о сражении в июле месяце князя Аргутинского, также с горстью войск действовавшего против сил гораздо превосходных. Не говорю тебе, почтенный князь, приветствия, я замечаю, что войска со времени начальствования твоего являются совсем другими, каковыми Кавказ давно уже не видал их. Так скорое перерождение их являет доверенность их к знаменитому их начальнику, что обнаружилось уже при самом твоем назначении.

Не знаю давно уже, что у тебя делается, но, с любопытством расспрашивая, уведомляюсь, что устроено прекрасное укрепление на Фортанге и что ты сам при том находился 2. Я хорошо знаю местоположение и могу судить, сколько большую принесет пользу укрепление. Слышу также о предполагаемых прорубках леса и многих других начинаниях, но не все, может быть, передается мне с точностию.

Ты имел некогда прекрасную мысль приказать доставлять мне сведения о распоряжениях твоих, сообщил даже мне о том; но, видно, ты отменил намерение, или оно кажется тебе не приличествующим.

Не у места было бы спрашивать о причинах, и мне остается жалеть, что известия почерпаю я по большей части из молвы, весьма нередко неосновательной и даже неправдоподобной для человека, имеющего некоторое понятие о крае. Мне случилось не один раз, даже в самом Петербурге, оспаривать неосновательные заключения. А там соединяются все возможные сведения. Твои дела — убедительнейшее доказательство водворяющегося порядка; но, на все это невзирая и чего, конечно, ты не воображаешь, мне случилось быть твоим адвокатом. Могущественные, конечно не слабые, возбуждают зависть!

Вчера видел я проезжающего в Петербург князя Владимира Голицына, человека тебе совершенно преданного, и мне отрадно было выслушать много о тебе чрезвычайно приятное и любопытное. Мы уверены, что нет труда, которого бы ты не превозмог, но пожелали вместе, чтобы силы тебе не изменили.

Прощай, дай Бог тебе успехов, или лучше сказать, продолжения их!

Душевно преданный Ермолов.

Благодарю за милостивое расположение к брату моему, новому твоему подчиненному.

РГАДА Ф. 1261. Оп. 3. Д. 1381. Л. 171-172 об.


Комментарии

1. После неудачи в Кабарде Шамиль предпринял поход в Акушу. Овладение Акушой открывало возможности выхода к Каспийскому морю, создавало угрозу российскому влиянию в шамхальстве Тарковском, в Мехтуле и в Казыкумухском ханстве. В сентябре-октябре 1846 г. мюриды заняли ряд аулов Акушинского общества. 12 октября наиб Муса Балаканский занял селение Аймяки и имел приказ Шамиля двигаться в Мехтулинское ханство. Сам же Шамиль в это время у аула Лаваши отвлекал Дагестанский отряд Бебутова, прибывший из Темир-Хан-Шуры. Однако 13 октября Бебутов вытеснил Мусу Балаканского из Аймяки, 15 октября нанес серьезное поражение основным силам Шамиля на Кутишинских высотах, 16-го занял селение Кутиши и 18 октября вернулся в Темир-Хан-Шуру (Покровский Н. И. Кавказские войны и имамат Шамиля. М., 2009. С. 481-482).

2. Речь идет о сооружении летом 1846 г. укрепления на реке Фортанге в Чечне. Генерал И. М. Лабынцев в рапорте П. Е. Коцебу от 23 июля 1846 г. писал: «Устройство укрепления на Фортанге, почти в сердце Малой Чечни, среди равнин-житниц, не может не иметь влияния на покорение ее. Некоторые жители изъявляют уже желание покориться, но волнуемые обещанием Шамиля не допустить устройства укрепления на Фортанге враждебными против нас предприятиями, они колеблются» (Движение горцев Северного Кавказа в 20-50 гг. XIX века. Махачкала, 1959. Док. № 288. С. 524).