Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 368

М. С. Воронцову, 30 июля 1846

М. С. ВОРОНЦОВУ

[Осоргино]*, 30 июля 1846

* Помета А. П. Ермолова: «Из деревни».

Почтеннейший князь Михайло Семенович.

Письмо твое мне доставил Дукай-кади[й] 1 во время пребывания моего в Петергофе.

Всякой день видал я его и любовался поведением его чрезвычайно пристойным и отлично скромным. Он человек постигающий, что ему полезно [498] быть преданным правительству и лично тебе совершенно приверженным. Государь Император удостаивал его постоянного благоволения, и вся царская фамилия была к нему очень милостива. Он был свидетелем величия двора, блистательного великолепия по случаю бракосочетания великой княжны и необыкновенного стечения людей разных наций, что приметным образом его изумляло и, конечно, оставило в нем навсегда сильное впечатление. Все осматривал он с большим замечанием, и я ожидаю, что рассказов будет без конца. Гвардия в лагере в Красном Селе; он смотрел с почтением на войско, не имеющее подобия себе по красоте. Едва верил он глазам своим, смотря на блистательный вид гвардейской кавалерии.

Дукай-кади[й] теперь у меня в деревне и просит к тебе письма. Скажи ему несколько ласковых слов, что посетил меня. Нужно восстановить меня в его понятии, ибо я приметно терял в глазах его, когда в городе видел он скудный дом мой и теперь видит настоящую мою деревушку. Воображение пылкое азиатца не могло быть удовлетворено скромною наружности всего окружающего меня и образом жизни уединенного человека. Чувствую по себе, что невыгодно будет для твоих наследников, если в них будет он отыскивать сходство с тобою. Горе им, а едва ли возможно быть иначе.

Приласкай его: он точно того достоин! Скажу в простых выражениях: ты прислал человека, который не ударит лицом в грязь, и лишь слово о тебе, он неистощим в повествованиях, и обнаруживается душа, которую ты воспламеняешь.

Таковы должны быть окружающие тебя!

Прощай, вскоре буду писать тебе пространнее. Всех благ тебе желаю от души и всех ожидаю успехов.

Душевно преданный Ермолов.

РГАДА Ф. 1261. Оп. 3. Д 1381. Л. 151-152.


Комментарии

1. Ермолов принимал у себя Дукай-Кадия по просьбе М. С. Воронцова, как человека, преданного российской власти. В письме от 15 мая 1846 г. он писал: «Любезный Алексей Петрович. Я сегодня отправил по почте длинное письмо к тебе, а теперь пишу два слова с едущим в Петербург одним из отличившихся здесь людей — Дукай-Кадий Ауховский. Сделай милость, будь к нему милостив. Он привык тебя уважать, как все здешнее народонаселение; он несколько раз показал отличную храбрость и совершенную к нам преданность. Прошлого года в деле у Анди он был со мною, когда я спешил к делу кн. Барятинского и по такой дороге в гору, что ни одна лошадь под бывшими со мною не могла подниматься, и мы с ним проехали почти вдвоем. Прощай, любезный Алексей Петрович. Дукай может много тебе рассказать про здешние дела. Преданный тебе М. Воронцов» (Удовик В. А. Воронцов. М., 2004. С. 316).