Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 348

М. С. Воронцову, 24-26 ноября 1845

М. С. ВОРОНЦОВУ

Москва, 24-26 ноября 1845

Многое беспрестанно слышу о тебе, почтеннейший князь Михаил Семенович, ибо все наполнено молвою о тебе, но давно, вопреки ожиданию, ни слова от тебя не имею.

Не хочу думать, чтобы ты досадовал за письмо мое. Ты требовал сам свободного сообщения моей мысли. Я это исполнил. Впрочем, мнение мое, по недостатку обстоятельных сведений, может быть неосновательно и не есть приговор, а потому не должно вызвать твоего негодования.

Более об этом ни слова; а после ты сам увидишь, прав ли ты? Мне это будет наставлением на будущее время!

Слышу здесь многое о свидании твоем с Государем, с каким высоким уважением к тебе, с каким особым благоволением изъявил он удовольствие свое насчет военных действий и дальнейших распоряжений твоих. Цесаревич [470] Наследник 1 изволил говорить мне с величайшею обо всем похвалою. То же самое и Константин Николаевич, с особенным восхищением упомянув, что Император изволил обещать ему дать случай быть на Кавказе. Если князь Михаил Семенович, сказал он мне, продолжит некоторое время командование в том краю, конечно, все приведено будет в желаемое устройство и порядок. Слышно, что действия всякого рода предоставлены совершенному и непосредственному твоему произволу. Видно из всего, что свидание твое было не только полезно, но и необходимо, и, конечно, все предприятия твои увенчаются полным успехом.

Говорят также, что в феврале месяце будто ожидают тебя в Петербург. Верю, что это можно будет тебе сделать; ибо горцы совершенно присмирели и со времени экспедиции в Андию ничего не предпринимают. Думать надобно, что Шамилю не всегда легко направлять их волю и что они неохотно берутся за то, где нет в виду добычи и одна верная опасность.

Итак, если вы и гневаетесь на меня, я не менее, однако же, приступлю к вам с просьбою, и тем смелее, что это не о себе и ни о ком из моих ближних.

Прилагаю у сего просьбу болезненной старухи, жены последнего царя грузинского Георгия 2. Просьба, поданная ею Государю Императору, препровождена была генералу Нейдгардту на соображение. Рассмотри ее, почтеннейший князь, и дай делу конец, согласный с достоинством Империи и с твоею знаменитостью. Доселе не выполнены данные покойным императором Александром обещания. Недавно весьма умножил старухе пансион, а до того получала она скудный и часто нуждалась чрезвычайно. В таком положении совестно было видеть жену царя, после которого Грузия на вечные времена присоединена к России. Не вижу причины лишать ее того, что другим предоставлено без затруднения. Даже царица имеретинская 3 пользовалась несравненно большими выгодами и содержанием, но никогда цари Имеретии не были равными царям Грузинским.

Я не более двух раз в жизни видел царицу, но коротко знаком с сыном ее, царевичем Ильею Георгиевичем 4, человеком отлично благородным и достойнейших свойств. Он свояк покойного брата моего Петра Николаевича, которого ты знал. Он, как наш брат простой дворянин, должен был в первом офицерском чине служить в гвардии Егерском полку во время Отечественной войны и, наконец, в Измайловском полку, где имел счастие быть известным Государю Императору.

Я не остановился дать ему за тебя слово, что ты сделаешь все, что только справедливо и великодушно. Конечно, это не может тебе быть неугодным, и я ничего не обещал лишнего. Кто же, если не Воронцов, может воздать справедливость? Рассмотри, убеждаю тебя, со вниманием. Правосудие относится к твоей части, а я буду гордиться, что небогатому семейству доставил могущественного покровителя!

Ты, конечно, удивишься мнению Грузинского совета 5 и согласившемуся с ним начальнику, которыми представляется царице отыскивать право свое судебным порядком. С кем начнет она тяжбу, кому поступили во владение имения ее? Бессмысленное решение!!! [471]

Что ты сделаешь по рассмотрении бумаги или, паче, какое рассудишь за благо положить решение, прикажи известить меня. Я желал бы порадовать или предупредить старуху, чтобы ей не было истолковано иначе.

Многие из грузин просили милостей, просили вознаграждений, ни одному из них не был указан судебный порядок. А в Совете сидят грузины, которым это, конечно, известно, как и то, что, случись им просить, они не обратятся к уездному суду, куда отправили бывшую их царицу!

Вот что заставило меня писать тебе, почтеннейший князь, и обстоятельства такого рода, что не поставишь мне в вину, что я тебя беспокоил, и еще доволен будешь, что я дал тебе случай оказать справедливость и великодушие.

Иначе я бы не писал и почел бы молчание твое наставлением, как мне поступать должно.

Прощай, ко всеобщим желаниям тебе всех благ присоединяю и мое, от искренней души происходящее. Любить и высоко уважать тебя умею.

Преданный Ермолов

Кончивши письмо мое, почтеннейший князь Михаил Семенович, я должен сделать к нему добавление, и ты, конечно, простишь смелость, которую я себе позволил. Взгляни на приложенную бумагу: это просьба сына 6 покойного генерал-адъютанта барона Розена, некогда начальствовавшего в Грузии. Прикажи рассмотреть ее и доложить тебе. Дела наследников Розена чрезвычайно запутаны, при имении весьма скудном, на котором лежит запрещение, по упущениям Тифлисской квартирной комиссии препятствующее сделать оборот. К великодушию твоему отнесется, если сделаешь добро семейству покойного, над которым в последние года жизни разразились многие несчастья. Подобным людям немного есть охотников оказывать благодеяние. Сделай это, и тебе слава принадлежать будет!

Моя благодарность ознаменуется тем, что вперед просьбами моими не займу времени, которое обращаешь ты на пользу службы в краю, где предместники твои заботились приуготовить тебе многотрудные занятия.

Не правда ли, что со стороны моей много неустрашимости, чтобы, замечая негодование твое, решаться повторять просьбы? Но и это должно обличать отличные твои свойства.

Прощай, не сумневаюсь во внимании твоем относительно препровожденной записки.

С прежними чувствами до гроба Ермолов.

РГАДА Ф. 1261. Оп. 3.Д. 1381. Л. 119-122, 209-210.


Комментарии

1. Александр Николаевич (1818-1881) — великий князь, будущий российский император Александр II (с 1855 г.).

2. Мария Георгиевна — грузинская царица, жена Георгия XII.

3. Мария Кациевна (1773-1854) — жена имеретинского царя Соломона II.

4. Царевич Илия (Грузинский) (1790-1854) — пятый ребенок в семье царя Картли и Кахети Георгия XII Ираклиевича, который скончался в 1800 г. В 1801 г. Российская империя присоединила Восточную Грузию и ликвидировала грузинский царский дом. Царская семья Багратионов подлежала высылке из Грузии в глубь России. В 1803 г. царевич Илья стал свидетелем убийства русского генерала Ивана Лазарева, которое совершила его мать, вдовствующая царица Мариам Георгиевна, отказывавшаяся выезжать в Россию. Мариам и ее дети были депортированы в Россию. Сама царица была заключена в женский монастырь, а царевич Илья Георгиевич был принят в Пажеский корпус. Князь Илья Багратиони, известный в России как царевич Илья Георгиевич, в 1812 г. в чине подпоручика в лейб-гвардии егерском полку участвовал в войне с наполеоновской Францией, сражался под Смоленском, отличился в Бородинской битве. В 1823 г. был переведен в Измайловский лейб-гвардии полк и получил чин полковника. В том же году вышел в отставку, жил в Москве. В 1832 г. привлекался к допросу по делу заговора против российской власти в Грузии, но до суда не дошел и наказания избежал. Илья Грузинский проявлял интерес к литературе. В 1844 г. он перевел с французского на грузинский язык переписку Лейбница и Кларка.

5. Совет Главного управления Закавказского края был учрежден указом от 19 февраля 1838 г. (ПСЗ-II. № 10991 от 19 февраля 1838. Т. XIII. СПб., 1839. С. 123-127).

6. А. Г. Розен.