Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 313

П. X. Граббе, 5 сентября 1832

П. X. ГРАББЕ

[Осоргино]**, 5 сентября 1832

** Помета А. П. Ермолова: «Из подмосковной».

Любезный друг Павел Христофорович.

С того времени, как непонятным образом, и к величайшей досаде моей не видались мы с тобою в проезде твой через Орел, я имел от тебя одно только письмо, когда, будучи начальником штаба генерала Ридигера 1, возвращался ты после кампании 1828 года. Я сберегаю письмо сие, и мог ли я не радоваться, что после 14 лет разлуки любезный сердцу моему Граббе сохранил всю живость чувств прежней ко мне привязанности. Но это было в 1828 году.

Ты не прав, если досадуешь, что я не отвечал на письмо. Живши в глуши моей деревни, я не знал, где искать тебя в беспрерывном движении, переходящего от одной войны в другую. Но ты замолк, и при официальной бумаге твоей за № 1883 нет ни слова. Признаюсь, что это меня огорчает.

О формулярном списке, препровожденном ко мне, скажу, что не имею бумаг и многие из обстоятельств непременно ускользнут от памяти. Паче же во времени неизбежно будут погрешности, и потому пришли записку обо всем, что должно быть помещено в отметках. Так поступают со мной все прочие. Сие в отношении к службе твоей еще более необходимо, ибо в звании адъютанта ты имел о себе поручения и даже употреблен был при Вальмодене 2 [433] с иностранными войсками. Пришли записку сию в Орле на мое имя, куда на днях я еду по собственным делам.

Нынешнею весною в Петербурге, часто видавшись с графом Паленом 3, мы говорили о тебе, и мне приятно было видеть, что умеет отдавать тебе полную справедливость. Он восхваляет тебя до небес и сказывал мне, что всячески старался о производстве твоем в чин. Не трудно мне было догадаться, почему он не имел успеха, ибо еще в Тифлисе могущественный военачальник 4 обнаружил против тебя свою злобу. Кажется, Пален не довольно употребил настойчивости. Когда случится увидеться, поговорим о многом.

Что сказать о себе?

Скоро год, как я под эполетами, и столько же для службы бесполезен, как и без них 5. Назначения и должности я не имею. По 1 октября я в отпуску, по домашним делам, ибо недавно лишился старика, моего отца. Дела сии понуждают к требованию отсрочки, которая весьма будет у места, дабы избавиться ничтожества, в котором пресмыкаюсь я в Петербурге. В моем состоянии не расчетливо платить дорого за подобные приятности.

В 25 верстах от Москвы имею я маленькую весьма деревушку или дачу, где живу очень счастливо, с настоящей стороны смотря на многие из сует. Ты поверишь спокойствию!!!

Прощай, если продолжил прежнее твое ко мне расположение, найдешь чувства признательности к тебе всегда постоянные.

Душевно почитающий тебя Ермолов.

РГВИА Ф. 62. Оп. 1. Д. 31. Л. 3-4.


Комментарии

1. Ридигер Федор Васильевич (1783-1856) — генерал-адъютант, генерал от кавалерии, член Государственного совета. В 1828 г. командовал авангардом русской армии в составе 2-й бригады гусарской дивизии и 3-й бригады 10-й пехотной дивизии.

2. Вальмоден Людвиг (1769-1862) — граф, австрийский генерал, в 1813 г. перешел на русскую службу, командовал российско-немецким легионом и другими союзными войсками в Северной Германии, в 1815 г. снова перешел на австрийскую службу и в 1848 г. участвовал под командой графа Радецкого в итальянской кампании.

3. П. П. Пален.

4. И. Ф. Паскевич-Эриванский.

5. А. П. Ермолов 6 декабря 1831 г. был назначен членом Государственного совета.