Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 228

А. П. Павловой и М. А. Кикиной, 14 августа 1825

А. П. ПАВЛОВОЙ И М. А. КИКИНОЙ

Крепость Грозная, 14 августа 1825

Вижу из письма твоего, милая сестра Анна Петровна 1, что беспокоит и напугала тебя болезнь моя и что даже готовилась ты ко мне ехать. Сколько ни был бы я рад тебя видеть, но жалел бы о труде твоем, ибо, конечно, не более суток случилось бы пробыть нам вместе.

Гораздо до письма сего возвратится к вам Николай 2, следовательно, и говорить тебе о здоровье моем нечего, а только то могу добавить, что довольно скорый марш и один день весьма знойный ни малейшего влияния на него не сделали, и мне кажется, что только движения одного недоставало для совершенного выздоровления.

Итак, прошу тебя не беспокоиться нимало, ибо уже нет во мне и признаков болезни, а только оставила она мне талию стройную и прелестную, которою хвастаю я, конечно, не пред прекрасным полом, но пред окружающими меня, из которых, к счастию, нет ни одного красавца.

Прощай, мой друг, прошу Бога, чтобы дал тебе здоровья и душевного спокойствия.

Верный брат А. Ермолов

А вы, милая сестра Мария Ардалионовна, хотя и бранитесь со мною, но пожалели-таки о болезни моей. И тут вы последовали вашей непеременяющейся справедливости, ибо, если ни на что я уже не гожусь, как говорят многие, но могу быть добрым и постоянным приятелем. По словам вашим, спущусь с гор, но скажите, где, наконец, вы спокойно жить будете? Я спущусь в это мирное и счастливое обиталище редких друзей моих и буду уметь проститься с ложными мечтами, которые, гнездясь в пустой голове моей, довольно до поздних дней, удалили меня от настоящего счастия. Не правду ли сказал, что я pauvre sire*? (Ничтожный человек (фр.).) [368] Но что же заключить должно о тех, которые и таковому завидуют положению? Сюда точно думают ездить на царство, и сии то цари, предместники мои, заставили меня вести жизнь кочевую и оставили столько забот, что многие из наследников моих с ними не сладят. С трепетом смотрю на письмо ваше, вы сказали в нем то, что надобно было скрывать под непроницаемою тайною. Вы от богатырской воды всякий день были пьяны. Прощай, источник несравненный, единственный! Исчерпают его вице-губернаторы вместо простой воды, которою доселе наделяли les amateurs* (Любителей (фр.).) государственного напитка. По скупости, которую находит во мне брат Петр Андреевич, я не прочь удалить посетителей вод, а их отдать на откуп. Как будут благодарить меня! Тогда я истинно прославлюсь, а вы, господа, наполовину приезжающие здоровыми, довольствуйтесь горячими и другими водами, пока еще не открыли мы в них подобных свойств заменять государственный напиток. Вероятно, что люди искусные не оставят их без точнейших исследований! Вы милостивы к сестре моей, покажите ей письмо мое, и она уверится, что я здоров, ибо больному редко можно бывает с такою свободою написать столько много вздора.

Между тем, прощаясь с богатырскою водою, выпейте ее на здоровье! Может быть, поможет и чистосердечное мое желание.

Душевно преданный А. Ермолов.

Русская старина. 1872. Т. 6. С. 524-526.


Комментарии

1. А. П. Павлова вместе с семьей Кикиных посетила в 1825 г. Кавказские Минеральные Воды. Об этом посещении упоминается в журнале «Отечественные записки» № 64-в опубликованном списке посетителей и посетительниц кавказских вод в 1825 г. (по июль) В списке значатся: «Кикин Петр Андреевич, статс-секретарь Его Императорского Величества, тайный советник, из С.-Петербурга; супруга его Марья Ардалионовна, с ними Павлова Анна Петровна, полковница, брат его Алексей Андреевич Кикин, коллежский асессор; Волохов Павел Андреевич, отставной поручик».

2. Палавандов Николай Осипович (Иосифович) (?-1855) -князь, служил чиновником еще при князе П. Д. Цицианове, с 1816 г. состоял при Ермолове, в 1822 г.-член созданной в Тифлисе комиссии для перевода грузинских законов на русский язык. В 1832-1837 гг. в чине действительного статского советника был тифлисским гражданским губернатором, затем служил по Министерству внутренних дел, с 1851 г.-чиновник по особым поручениям при наместнике кавказском, с 1853 г.-член Совета главного управления Закавказского края. В описываемое время в чине надворного советника находился на Водах и, видимо, отлучался по служебным делам в Тифлис, а затем снова возвратился. Ермолов всегда очень ценил Н О. Палавандова и всю жизнь сохранял с ним дружеские отношения.