Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 30

А. А. Аракчееву, 20 марта 1817

А. А. АРАКЧЕЕВУ

Тифлис, 20 марта 1817

Я имел честь получить письмо Вашего сиятельства с препровождением копии с указа по делу князей Эристовых 1. Чрезвычайно лестно для меня благосклонное внимание Ваше на поведение мое в сем деле, и я надеюсь [68] заслужить оное впредь, ибо, невзирая ни на что, всегда буду я со стороны правой. Давно и теперь будучи Вашего сиятельства подчиненным, я хорошие имел уроки и, Вас благодаря в душе, хвалю и себя, что избрал добрый пример для подражания, от которого и не отстану. Знаю, Ваше сиятельство, что подобным поведением не всегда снискивается благосклонность сильных, но я и не хочу приобретать оную средствами недостойными; довольно для меня справедливости их.

Государь оказал правосудие, одним великим из царей принадлежащее, и я, пользуясь сим случаем, внушил дворянству здешнему, непризнательному и неблагодарному, всю доверенность, каковой подобное деяние достойно, и с удовольствием заметил, что сей пример великодушия Государя произвел чрезвычайное действие.

Ваше сиятельство позволили мне писать к Вам обо всем, что я здесь делаю, и я со всею откровенностью скажу, что я немного успел сделать по краткости времени, но одно постоянно строгое наблюдение произвело то уже, что по гражданской части уменьшилось злоупотребление и производству дел придал я военную живость. Бываю сам в судах, и судьи нередко и после обеда посещают присутственные места. Грузины привыкают к моей строгости и начинают вразумляться, что повиновение нужно, и тем более видят того необходимость, что у меня нет собственной воли и власть одна законная. Без самолюбия скажу Вашему сиятельству, что в три года грузин узнать нельзя будет. Вскоре делаю я представление, дабы позволено было дворянству поселять из заграницы выходцев, с тем однако же, чтобы они оставались свободными 2. Средством сим надеюсь я успехов в населении земли. До сего времени был указ, чтоб все выходцы были казенные. Может ли казна столько о том заботиться, как частный человек, которого с тем сопряжены существенные выгоды. Я к Вашему сиятельству препровожу на рассмотрение.

Дубровин Н. Ф. Письма главнейших деятелей в царствование императора Александра I. М., 2006. С. 185-186.


Комментарии

1. Речь идет об имении князей Эристовых (Эристави) в Южной Осетии. В 1812 г. в своих ходатайствах к российским властям архиепископ Досифей заявил, что Осетинская духовная комиссия, которой он руководил, не может приступить к работе, поскольку из-за произвола, чинимого князьями Эристави в Южной Осетии, осетины отказываются принимать христианство. 31 августа 1814 г. царь направил Ртищеву рескрипт, в котором предписывал главнокомандующему лишить князей Эристави владельческих прав в Южной Осетии, а имения и населенные пункты, кои ранее были им пожалованы, передать в государственную собственность. Одновременно князьям назначалось вознаграждение «по десяти тысяч рублей серебром в год потомственно». В конце 1815 г. князья Эристави подали на имя Александра I прошение, в котором пожаловались на архиепископа Досифея, якобы ложно утверждавшего, что они, Эристави, были в Южной Осетии правителями, а не владельцами имений. Опровергая это, князья указывали и на незначительность денежной компенсации, назначенной им, заявив, что «...наследие» в Южной Осетии «невозможно вознаградить даже многими миллионами, так как оно бесценно...». 9 мая 1816 г. Аракчеев вручил Ермолову решение Комитета министров, который признавал имения за Эристовыми как владельцами и предлагал Осетинской духовной комиссии в случае необходимости для нее этих имений рассмотреть вопрос о компенсациях. Осенью 1816 г. Ермолов провел в Тифлисе собрание Верховного грузинского правительства и членов Синодальной конторы. По результатам обсуждения вопроса, доложенного Ермоловым царю, Александр I в феврале 1817 г. объявил: «... указа моего от 31 августа 1814 года в исполнение не приводить... [имения] оставить по-прежнему во владении князей Эристовых на основании указа моего 5 мая 1803 года».

2. Ермолов направил всеподданнейший рапорт по вопросу переселения иностранных подданных в Грузию 24 марта 1817 г. Российское правительство с момента присоединения Грузии к России стремилось привлечь иностранных переселенцев в обезлюдившую из-за политических потрясений и нашествий конца XVIII в. страну. Однако за 15 лет удалось вызвать из-за границы и поселить на пустующих землях всего около 300 семейств. Грузинские дворяне в качестве причины такого положения дел выставляли высочайшее повеление от 22 марта 1808 г., согласно которому переселенцы объявлялись свободными или казенными, после чего грузинские помещики перестали заботиться о вывозе из-за границы даже собственных крестьян, покинувших свои земли. Ермолов предлагал предоставить помещикам власть над выходцами из-за границы и получение доходов на арендных условиях, с запретом продавать и дарить таких крестьян без земли, а также предоставить переселенцам право перехода к другому помещику или на казенные земли при определенной компенсации прежнему владельцу (АКАК Т. VI. Ч. I. С. 5-6).