Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 161

Н. Н. Муравьеву, 11 июля 1822

Н. Н. МУРАВЬЕВУ

Лагерь на реке Куме, 11 июля 1822

Господину полковнику и кавалеру Муравьеву.

Прежде получения рапорта Вашего поручил я г[осподи]ну генерал-лейтенанту Вельяминову уведомить Мехти шамхала тарковского, кому из беков, живших при Ших-Али-хане, позволено возвратиться в границы наши, которым навсегда воспрещается возвращение. Теперь перехваченных Вами отпустить извольте. Если же свобода, им данная, ободрит прочих и решатся приехать Багыр-бек, Хан-бутай и Ахмед-бек, то их арестуйте и содержите как преступников

Надобно остерегаться оскорбить шамхала и не лишить его как человека усердного и верного уважения в народе и соседях, и потому не арестуйте их в собственном их доме. Для сего, полагаю, может быть вам полезным Мирза-Исмаил, которому скажите вы, что вскоре объявится ему чин прапорщика, в который он произведен. Состояние сие делает его независимым, но храните в тайне подобную его услугу, дабы не подвергнуть отмщению.

Благодарю о уведомлении, что шамхал намерен женить сына на дочери убийцы князя Цицианова 1.

Сего допускать не должно, и я воспретил ему посылаемым у сего открытым письмом Писал о том же и Аслан-Хану Кюринскому.

Старайтесь, сколько возможно, ускорить производством работы в крепости 2, дабы другому начальнику передать оные с очевидным успехом, ибо вскоре получите Вы другое назначение.

Генерал Ермолов. [285]

Прежде рапорта твоего последнего предписал уже и баталион Износкова дать другому. Сие распоряжение последует от Ивана Александровича 3. Жаль, что офицер отличной храбрости может быть порочным в одинаковой степени.

Не оскорбляй шамхала, напротив, старайся оказать ему дружбу, ибо не много людей равной с ним верности и правительство имеет выгоду сберегать их. Тверди ему о неприличии желаемого им супружества его сына, чтобы по слабости он того не сделал и что я на сии случаи строгие имею наставления и не могу не исполнять их. Внушай, что я непримиримый гонитель всех изменников и даже до самого праха Ших-Али-хана терпеть не могу в земле нашей!

Будь ласков в переписке с Зугум-кади акушинским 4, но напоминай при случае об обязанностях верноподданных и требуй возвращения беглых. Напиши, что я могу быть снисходительным, но что ты, давая отчет в действиях своих должен будешь принимать меры, в которых не найдут они выгод.

Проверишь ли, любезный Муравьев, что уже есть в приказах, что ты командир 7-го карабинерного полка. Ты по крайней мере так скоро его не ожидал и, может быть, даже и не думал.

Было время, что желали мы 41-го егерского полка, а карабинерный лучше! Служи с удовольствием и счастливо! Прощай.

А. Ермолов

РГВИА Ф. 169. Оп. 1. Д. 1. Л. 3 об.-4. Копия.


Комментарии

1. Убийца князя Цицианова-Ибрагим-Бек, один из приближенных бакинского хана Гусейн-Кули. 8 февраля 1806 г. при церемонии сдачи Баку, когда Гусейн-Кули вручал Цицианову ключи от города, Ибрагим-Бек выстрелом из пистолета убил его. Голову Цицианова Гуссейн-Кули отослал персидскому шаху. В октябре того же года русские войска вновь подошли к Баку, Гуссейн-Кули бежал, а его ханство перешло к России. В 1822 г. жена умершего Ших-Али-Хана дербентского Мулаим, очевидно с целью добиться разрешения похоронить мужа в Дагестане, предложила в супруги сыну шамхала тарковского свою сестру Сагиб Султану. Ее Ермолов и называет дочерью убийцы Цицианова. Свой запрет на этот брак командир Отдельного Кавказского корпуса подтвердил отдельным письмом шамхалу от 11 июля 1822 г. В письме, в частности, говорилось: «Как добрый приятель Вашему превосходительству не могу я пожелать, чтобы Сагиб Султана была женой достойного молодого человека как сын Ваш, и какая будет она жена, имевши в молодости пример распутной жизни сестры своей, которая мужу своему менее всего нужна была как жена, ибо Вы знаете подлую его слабость. Я обязан был как приятель предупредить Вас, что подобная связь для Вас неприлична, не могу скрыть и того, что как начальник в здешней службе не смею допустить, чтобы сын полезного усердием и верностью великому своему государю Мехти-Шамхала имел женой дочь подлого убийцы князя Цицианова. Решительно говорю вам, что сего не позволяю!» (см. РГВИА Ф. 169. Оп. 1. Д. 1. Л. 4 об.-5).

2. Речь идет о строительстве крепости Бурная в Тарках. Она располагалась на скале, вблизи замка шамхала тарковского.

3. И.А. Вельяминов.

4. Зухум-Кадий-с 1819 г. акушинский кадий, ставленник российской администрации.