Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 104

Александру I, между 13 и 22 апреля 1820

АЛЕКСАНДРУ I

[Между 13 и 22] апреля 1820

Едва успел я во всеподданнейшем рапорте моем отдать должную справедливость командиру 44-го егерского полка полковнику Пузыревскому 1-му, как уже войска В[ашего] императорского] в[еличества] лишились достойнейшего сего офицера самым гнуснейшим убийством.

Владетеля Гурии генерал-майора князя Гуриела 1 дядя родной того же имени 2, в полном смысле злобнейший из разбойников, дающий у себя пристанища всем явным изменникам, чувствуя против правительства вину свою и боясь бдительного надзора полковника Пузыревского 1-го, схватил его шайкою всегда окружающих его злодеев, увлек его в свое жилище и лишил жизни. К сожалению, можно предвидеть, что сия не последняя жертва, которая принесена будет за введение необходимого порядка и должного властям повиновения.

Исключая собственно Грузию, то есть Карталинию и Кахетию, где молодые люди княжеского и дворянского происхождения ищут пользоваться способами просвещения, можно сказать об Имеретии, Гурии и Мингрелии, что почти все находящееся в них дворянство, заимствуя все пороки и разврат от соседей, долгое время господствовавших над ними, дало укорениться коварству, неблагодарности и наклонности к измене до такой степени, что класс дворянства похож более на шайку разбойников, нежели на отличное сие сословие. Здесь дворянство служит примером и ободрением всякого злодейства. Народ простой вообще наклонностей более добрых. Недавно сие дворянство обуздывала власть царей неограниченная,-скорый переход и без всякой постепенности к власти кроткой и снисходительной медленно смиряет своевольства.

Не помышляю я отвращать от народов здешней страны благотворное действие милосердных законов В[ашего] и[мператорского] в[еличества], но по долгом и внимательном наблюдении нахожу, что здесь полезно внушить большую боязнь власти, паче в двух наиболее обыкновенных случаях: возмущения в народе и измены, которой следствие есть бегство за границу. В сих случаях по точном в преступлении удостоверении, по мнению моему, нужно взять имение и, не присвояя его в казну, как делается сие повсюду, обращать в вознаграждение отличающихся усердием и преданностью, хотя бы совершенно другой фамилии, буде предпочтительно не будут достойны того родственники. Средство сие положит обуздание, ибо дворянство сребролюбиво свыше воображения. Не имея довольно честолюбия достигать значительных степеней в службе В[ашему] и[мператорскому] в[еличеству] и ею приобретать почтение, не имея отличных способностей или добродетели, чтобы ими снискать уважение граждан, дворянство ограничилось одними видами стяжания. Предоставления сея власти начальствующему в здешнем краю необходимо собственно для общего спокойствия, и если благоугодно В[ашему] и[мператорскому] в[еличеству] найти замечание мое основательным, я испрашиваю власть сию тому, кто будет на моем месте, дабы казаться не могло, что я достигал оной из каких-либо видов.

Теперь управление Имеретией, Гурией и Мингрелией возлагаю я на полковника князя Горчакова 3, командира 41-го егерского полка, которого избрал [222] я как офицера отличного прилежания к службе, деятельного и неусыпного,-таковой нужен по беспокойному той страны состоянию,-но и сего должен был я отвлечь от назначения в Казыкумыкское ханство, куда шел он с одним баталионом командуемого им полка. Так мало имею я офицеров, на коих возложить могу отдельное командование! Удостойте, всемилостивейший Государь, воззрения приложенный при сем список генералов, командующих бригадами в корпусе. Я осмелился сделать на нем отметки для собственного сведения В[ашего] и[мператорского] в[еличества].

Я отправляю начальника корпусного штаба г[енерал]-м[айора] Вельяминова в Гурию для наказания князя Койхосро Гуриеля за злодейское убийство полковника Пузыревского. Сумневаюсь, чтобы мог он найти его, ибо по тесной связи с турками он, конечно, уже бежал к ним, но если достанется он в руки войск, решаюсь, Государь, подвергнуться минутному гневу В[ашего] императорского] в[еличества]- ибо таковым он должен быть по справедливости,-но сего явного злодея, своевольством своим дающего пример, с намерением в страх другим расстреляю. Ответствую перед Вами, Государь, что знаю здешней страны свойство народов и что устрашающим сим примером отвращу тяжкую необходимость наказывать большее число виновных впоследствии,-отвращу, может быть, и самое бедствие, угрожающее стране закоренелою необузданностью и посмеиванием власти.

Испрашиваю Ваше и[мператорское] в[еличество] назначения командиром 3-й бригады 19-й пехотной дивизии г[енерал]-м[айора] Фонвизина, который, будучи при мне адъютантом, известен как отличный офицер, имеет хорошие знания и способен достойно занимать должность правителя Имеретии Я на место сие решительно никого способного из генералов не имею или отвлечены они другими не менее важными должностями

Не откажите, Государь, сея милости, мне необходимой!

Верноподданный

А. Ермолов.

Сборник материалов для описания местностей и темен Кавказа. Вып. 45. Махачкала, 1926. С. 47-49; по копии Закревского.


Комментарии

1. Гуриели Мамия Семенович (1789-1826)-князь, генерал-майор, правитель Гурии (номинально с 1792 г., фактически в 1809-1826 гг.); в 1811 г. признал власть России.

2. Гуриели Койхосро Георгиевич (ум. 1829)-князь, дядя правителя Гурии Мамия Гуриели, до 1809 г.-правитель-регент при нем; сторонник самостоятельности Гурии; у его замка произошло убийство И. О. Пузыревского.

3. Горчаков Петр Дмитриевич (1789-1868) — князь, с 1814 г.-полковник, с 1818 г.-командир 17-го (впоследствии 41-й) егерского полка, с 1820 г.-генерал-майор, управляющий Имеретией и командир 3-й бригады 22-й пехотной дивизии; в 1825-1826 гг.-командующий 22-й пехотной дивизией, командующий войсками на Кавказской линии и исправляющий должность начальника Кавказской области; в 1826-1828 гг.-генерал-квартирмейстер 2-й армии, с 1829 г.-генерал-лейтенант; в 1836-1849 гг.-командир Отдельного Сибирского корпуса; с 1843 г.-генерал от инфантерии, в 1854-1855 гг.-командовал 6-м пехотным корпусом в Крыму; с 1855 г.-член Государственного совета.