Главная   А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Э  Ю  Я  Документы
Реклама:

№ 13

А. А. Закревскому, 18 ноября 1816

А. А. ЗАКРЕВСКОМУ

Тифлис, 18 ноября 1816*

* Пометы А. А. Закревского: «Получено 24 дек[абря]», «Отвеч[ено] 25 генв[аря] 1817».

Любезный и почтенный Арсений Андреевич!

Не льстя тебе скажу, что в свободные минуты моей здесь жизни, одно имея удовольствие вспоминать о малом числе друзей моих, знаю я тебя одним из наилучших, люблю и почитаю душевно. Скажу тебе о путешествии моем и что доселе заметил. В Георгиевске 1 прожил я более недели. Занимался гражданскими делами. Был в судах. Не удивлялся некоторым беспорядкам, ибо они везде почти одинаковы, но досадно мне нерадение, и кажется мне, что я заставил себя остерегаться. Гражданскую власть нашел в ссоре с военною, по общему везде порядку, но как это не мой порядок, старался примирить их.

Войска на линии, которые случилось мне видеть на пути, все прекрасные, все таковы, какие должны быть славной армии великого Государя. Начальствующий линиею г[енерал]-м[айор] Дельпоццо 2, человек усердный к службе, самый благонамеренный и бескорыстный, но так стар и более еще слаб, что на линии 3 беспрерывные случаются происшествия, кордонная стража сонная, нерадивая и горские народы делают дерзкие шалости. Я ругаюсь и не люблю потворства, но я еду далее и будет нехорошо, вы увидите. На линии должен быть начальник строгий и деятельный. Поговори о том с князем Петром Михайловичем, надобно об этом подумать. По мнению моему, очень хорош может быть в сем месте генерал-лейтенант Эмануэль 4, а может быть вы и другого найдете. Дельпоццо надобно однако же наградить, он много сделал хорошего. Крепость Владикавказ, чрезвычайно для нас важную, устроил почти без всякой казне издержки. Выселил из гор неприязненные нам народы, которые обеспокоивали Грузинскую дорогу 5, а теперь вместо нас дерутся с чеченцами.

Обстоятельно вникал я в образ жизни войск на линии в Грузии. Нимало не удивляюсь чрезмерной их убыли. Если нашел я кое-где казармы, то сырые, тесные и грозящие падением, в коих можно только содержать людей за преступления, но и таковых мало, большею частию землянки, истинное гнездо всех болезней, опустошающих прекрасные здешние войска. Какая тяжкая служба офицеров, какая жизнь несчастная! Предупредите Государя, что я буду просить денег на постройку казарм и госпиталей и ручаюсь, что кроме сохранения людей, сберегу я и деньги в других многих случаях. Я недавно здесь, но вижу возможность уменьшить издержки по продовольствию войск. Дайте возвратиться из Персии. Бог будет за добрые мои намерения. Ничего столько не желаю как мира и спокойствия. Много в земле сей можно сделать пользы государству. Сегодня принимаю я посланцев ко мне от одного народа. Вчера [34] уже говорил с ними, и есть у нас в виду богатейшая свинцовая руда, каковых изобилием может быть нет равных. Здесь все есть, а у меня все время на службу Государя. Нет ни жены, ни любовницы, никакой страсти, ни развлечений. С утра до вечера за делом. Как рано все встают. Как всех подстрекаю. В судах сидят и при свечах, без моего принуждения, а только грожу посещением.

Провиантская часть с ума сводит. В магазинах нет ничего. Денег не присылают вовремя, присылают мало, и до сих пор все почти ассигнациями, которых здесь не берут или чрезвычайно невыгодно для казны. Скажи князю П[етру] Михайловичу] 6, чтобы третью часть на продовольствие непременно присылал серебром, так было представляемо и предместником моим; я к военному министру делаю о сем представление. Теперь в таком беспорядке часть сия здесь, что все войски в Грузии местными способами довольствуемые, остаются без запасов и живут от одного дня до другого. Ручаюсь вам, что сего впредь не будет, но не прежде, как по возвращении из Персии, которая, отвлекая меня отсюда, много делает вреда.

Кутузова 7 ожидаю я нетерпеливо. Ему в отсутствие мое надобно командовать здесь войсками, но как здесь есть старшие, которым нельзя того поручить, то надобно чтобы князь Петр Михайлович написал мне, что ему поручается начальство как старшему. Тогда никто не усумнится, чтобы он не имел права на командование. Кавказской же линии начальнику до прибытия моего предпишу я относиться по службе к князю Петру Михайловичу. Вижу я, какие здесь будут беспорядки без главного здесь управления, но что делать.

Если же вы что лучше придумаете, то поспешите чрез нарочного дать мне знать. Не пренебрегайте сим обстоятельством. По положению края сего, оно весьма важно. Прощай!

Душевно твой Ермолов.

Хотел ограничить себя четырью прежними страницами, но никак невозможно. Видел я, как ты принимаешь длинные письма. Достается и брату Михайле, что любит пописать, но пощади мои письма, как жителя далеких стран, которому редки случаи скучать любезному Арсению. Ты можешь припомнить слова Воронцова, обыкновенно на конце 8 или 12 страницы: «Спешу кончить, виноват, за скорым отправлением курьера не мог на сей раз ничего сказать, но с будущим напишу обстоятельно». Едва было и мне не случилось пилить тебя двенадцатью, но из благопристойности я решился стеснить строки. Не знаю, что делает брат Михайло, но если до сих пор я того же не делаю, твоя вина. Нет типографии, нет приказов, а меня на приказы очень позывает. От скуки пустился я в манифесты к разным народам 8. Здесь мои предместники слабостию своею избаловали всех ханов и подобную им каналью до такой степени, что они себя ставят не менее султанов турецких, и жестокости, которые и турки уже стыдятся делать, они думают по правам им позволительными. Предместники мои вели с ними переписку, как с любовницами, такие нежности, сладости и точно как будто мы у них во власти. Я начал вразумлять их, что беспорядков я терпеть не умею, а порядок требует обязанности послушания и что таковое советую я им иметь к воле моего и их Государя, и что я берусь научить их сообразоваться с тою волею. Всю прочую мелкую каналью, делающую нам пакости и наглые измены, начинаю прибирать к рукам. [35] Первоначально стравливаю между собою, чтобы не вздумалось им быть вместе против нас, и некоторым уже обещал истребление, а другим казнь аманатов 9. Надобно по необходимости некоторых удостоить отличного возвышения, то есть виселицы. Не уподоблюсь слабостию моим предместникам, но если хотя немного похож буду на князя Цицианова, то ни здешний край, ни верные подданные Государя нашего ничего не потеряют.

Сделай дружбу, любезный Арсений, для пользы службы самой прошу, будь при том, как будет читать бумаги мои князь Петр Михайлович. Я в них пишу о таких вещах, которые требуют непременно скорого исполнения. Я знаю твою настойчивость, и она нужна необходимо в сем случае.

Я воспользовался отправлением людей в гвардию, и капитана, который их ведет, назначаю для познания порядка службы. При нем есть особенный унтер-офицер и рядовой. Прикажи их славно одеть на мой счет. Мы после разочтемся. Офицера сего возьми под свое покровительство и поручи Карлу Бистрому 10. Пошли за моим Ермоловым и ему, как хорошему офицеру, прикажи, чтобы им занимался.

Вспомни, что это сделано по условию, и выведи из сего славную историю. Скажи, что я сделался совсем годный человек, даже люблю фрунт. Здесь нашел я войска, похожие на персидских сарбазов 11. Но люди прекрасные и молодцы. Народ храбрый, жаль что мир необходимо нужен. Обманутся неприятели мои, думая, что я заведу драку. Неправда! Вижу, что надобно спокойствие для пользы наши, и Бог свидетель, что на все средства пущусь, чтобы выторговать несколько лет мира. Употреблю кротость, ласку, лесть и все способы.

Но если успею, то ручаюсь, что после не по-прежнему будем оканчивать войну в здешнем краю.

Посылаю по службе бумагу об утверждении командирами полков. Я избрал лучших офицеров. Но здесь не в каждый полк достанется молодец, ибо надобно дожидаться, чтобы некоторые вышли. Есть ужасная дрянь, которую потому терпят, что давно служит. Таковы полковники Пятериков 12 Вологодского, Лавенцов 13 Троицкого. Весьма бы не худо их во внутреннюю стражу. В последнее производство пожалованы полковниками Ладинский 14 и Дьячков 15. Не знаю почему обошли вы старших и их обидели безвинно. Ладинский мало служил, был окружным начальником и в должности комиссионера. Не его дело командовать карабинерным полком. Офицер знакомый в канцеляриях начальников. Дьячков храбрый весьма человек, но весьма простой и был бы счастлив иметь полк не гренадерский, где бы желательно определять офицеров, которые вперед что-нибудь обещают. Сие служило бы отличием. В Херсонском полку подполковник Рябинин 16 старый офицер, но в том полку надобно бы лучшего командира. Он хороший фронтовой, но внутренность полка несчастная. Весьма было бы справедливо 7-й карабинерный и Херсонский полки дать хорошим полковникам из гвардейских. Скажи о том князю Петру Михайловичу, чтобы он сказал желание мое Государю. Ладинскому можно дать другой полк. Он молод и подождет. Рябинина определю окружным начальником, где также надобны надежные офицеры. Нельзя ли выпросить мне подполковника Пузыревского 17 в корпус. Отличный сей офицер мне был бы весьма полезен, у него и полк будет хорош. Здесь есть молодой офицер, подполковник Абхазов 18 ученик Котляревского 19, храбрый и славный человек, достойно воспоминающий [36] о своем наставнике, на него имею я глаза и у Государя будет необыкновенный человек для здешнего края. Котляревский срезал меня. Он таков, что его здесь никем не заменишь, да и везде подобные ему редки. Про него по истине надобно сказать Герой! Я писал о нем Государю, прося особенного воззрения. Скажи о сем брату его 20.

Мадатов назначен главнокомандующим в Карабах, место его рождения. На меня сердит. Говорит, что я змей и хуже Сабанеева. Мысль прекраснейшая! Прощай

Душевно любящий Ермолов.

Пришли, сделай милость, список генеральский, который я забыл у тебя в Петербурге, и полковничий. Поклонись моим знакомым: П. Ф. Желтухину, Калиостро, Киселеву 21 и Орлову 22.

Мой поклон Котляревскому 23, Адаму Ивановичу, Кондратию Яковлевичу, Красоте и Крепкой натуре. Уведомь, получал ли фельдмаршал от брата Михайлы письма 24.

РГИА Ф. 660. Оп. 1.Д. 111. Л. 31-34.


Комментарии

1. Георгиевск-основан в 1777 г. как Георгиевская крепость. В 1786 г. при образовании Кавказской области она стала уездным городом, в 1802 г.-губернским, в 1822 г. при переименовании Кавказской губернии в область административный центр был перенесен в Ставрополь, Георгиевск стал уездным городом, а в 1830 г.-заштатным.

2. Дельпоццо Иван Петрович (1746-1821)- генерал-майор (с 1804 г.), с 1805 г.-управляющий делами Кабарды, с 1810 г.- шеф Владикавказского гарнизонного полка, комендант крепости Владикавказ, в 1814-1818 гг.-начальник 19-й пехотной дивизии, командир войск на Кавказской линии, с 1818 г.-комендант Астрахани.

3. Кавказская линия-укрепленная линия, точнее несколько линий, от Терека до Кубани. Они представляли собой цепь крепостей и казачьих станиц, между которыми на расстоянии 25-30 километров располагались более мелкие укрепления, а через 3-5 километров наблюдательные посты-пикеты. Строительство укреплений началось в 1735-1739 гг. сооружением крепости Кизляр и укрепленной линии по Тереку. До 1776 г. укрепления на Кавказе простирались лишь от Моздока до Кизляра. По Кючук-Кайнарджийскому мирному договору в 1774 г. граница России стала проходить по Кубани, и в 1776 г. было принято решение о строительстве новой укрепленной линии от Моздока до Азова. Строительство линии было поручено астраханскому губернатору И. В. Якоби, которому подчинялись теперь и войска Астраханского корпуса, и военному инженеру И. И. Герману. Началось сооружение крепостей: Екатериноградской, Павловской, Марьинской, Георгиевской и Александровской. Уже к 1785 г. все укрепления составляли единое целое. Позднее, в 1792 г. линия прошла еще южнее-по Кубани, до крепости Усть-Лабинская, в 1792-1798 гг. центр линии был передвинут до Пятигорска и Баталпашинска. В 1817-1823 гг. была сооружена линия укреплений по реке Сунжа с крепостью Грозная, а также крепости Внезапная и Бурная. В 1832 г. к ним добавилась крепость Темир-Хан-Шура. Помимо этого существовали и другие линии укреплений. В частности, в 1830 г. между Дагестаном и Кахетией была сооружена Лезгинская кордонная линия, а в 1837-1839 гг. Черноморская береговая линия, протянувшаяся от Анапы до Сухума. В 1840-е гг. эта система была дополнена укрепленными линиями по реке Лаба, а в 1857-1858 гг. по реке Белая. Помимо этих основных существовали и другие линии укреплений. В 1860 г. кавказские линии были упразднены.

4. Эммануэль Георгий Арсеньевич (1775-1837)-по происхождению серб, начал службу в австрийской армии, при Павле I поступил на службу в лейб-гвардии Гусарский полк ротмистром; генерал-лейтенант (с 1814 г.), генерал от кавалерии (с 1828 г.), в 1826-1831 гг.-командующий войсками Кавказской линии и начальник Кавказской области.

5. Военно-Грузинская дорога-дорога, соединявшая Кавказ с Закавказьем, постоянное сообщение по ней открыто в 1799 г., в последующие десятилетия велись большие работы по улучшению дороги, закончившиеся в 1863 г. прокладкой шоссе.

6. П. М. Волконский.

7. Кутузов Александр Петрович (1777-1817)-участник наполеоновских войн, с 1813 г.-генерал-майор; с 1815 г. командовал бригадами во 2-й гренадерской дивизии. С 16 августа 1816 г.-командир резервной бригады Отдельного Грузинского корпуса, а 4 января 1817 г.-начальник 20-й пехотной дивизии; во время посольства А. П. Ермолова в Персию управлял на Кавказе военной и гражданской частью.

8. Примерами таких посланий могут служить письмо Измаил-Хану Шекинскому от 3 ноября 1816 г., в котором Ермолов угрожает ответственностью за «оторванные щипцами носы и уши» подданных, а также письмо джарцам и белоканцам от 6 ноября с требованием выдать скрывающихся у них беглых грузинских князей (АКАК. Т. VI. Ч.1. Тифлис, 1875. С. 281, 789).

9. Аманаты-заложники.

10. Бистром Карл Иванович (1770-1838)-с 1809 г.- командир лейб-гвардии Егерского полка, с 1811 г.-командир 3-й гвардейской пешей бригады, с 1812 г.-генерал-майор, с 1821 г.-начальник 2-й гвардейской пехотной дивизии, с 1824 г.-генерал-лейтенант, с 1831 г.-генерал от инфантерии, с 1837 г.-помощник командира Отдельного Гвардейского корпуса.

11. Сарбазы-персидская регулярная пехота, появившаяся в результате военных реформ первого десятилетия XIX в., проводившихся с помощью сначала французских, а затем английских инструкторов.

12. Пятериков Василий Ильич-полковник (с 1811 г.), в 1815-1818 гг.-командир Вологодского пехотного полка.

13. Левенцов Афанасий-полковник, в 1816-1819 гг.- командир Троицкого пехотного полка, в 1819-1821 гг.-командир Апшеронского пехотного полка.

14. Ладинский Петр Антонович (ум. 1860)-начал службу в 1801 г., участвовал в русско-персидской войне (1804-1813); с 1816 г.- полковник, в 1816-1822 гг.-командир 7-го (впоследствии Эриванского) карабинерного полка; с 1835 г.-генерал-майор, с 1845 г.-генерал-лейтенант и начальник гражданского управления Закавказского края; уволен от службы в 1847 г.

15. Дьячков Илларион Арсеньевич-полковник с 1816 г., в 1813-1818 гг.-командир Грузинского гренадерского полка.

16. Рябинин 1-й Иван-подполковник, с 1819 г.- полковник, в 1816 г.-командующий Херсонским пехотным полком, в 1817-1819 гг. -командир Севастопольского пехотного полка.

17. Пузыревский Иван Онуфриевич (ум. 1820)-подполковник, с 1818 г.-полковник, в 1817-1819 гг.-командир 15-го егерского полка, в 1819-1820 гг.-командир 44-го егерского полка, с 1819 г.-правитель Имеретии.

18. Абхазов Иван Николаевич (1785/1787-1831/1832)- был адъютантом генерала П. С. Котляревского, с 1810 г. служил в Кавказском (позднее Грузинский) гренадерском полку; полковник (с 1822 г.), командир 44-го егерского полка, с апреля 1827 г. управлял Карабахской, Ширванской и Нухинской провинциями.

19. Котляревский Петр Степанович (1782-1851)-в 1799 г. произведен в офицеры, в 1809-1810 гг.-командир 17-го егерского полка, в 1810-1814 гг.-шеф Кавказского (Грузинского) гренадерского полка, генерал-майор (с января 1812 г.), генерал-лейтенант (с декабря 1812 г.), герой русско-иранской войны 1804-1813 гг., вскоре после ее окончания из-за полученных ран оставил службу, генерал от инфантерии (1826).

20. Константин Павлович (1779-1831)-великий князь, цесаревич (с 1799 г.), с 1797 г.-генерал-инспектор кавалерии, с 1815 командовал польскими войсками, в начале 1817 г. формировал Отдельный Литовский корпус и командовал им.

21. Киселев Сергей Дмитриевич (1793-1851)-в 1816 г.-поручик лейб-гвардии Егерского полка, с 1821 г.-в отставке с чином полковника, с 1826 г.-статский советник, в 1837-1838 гг.-московский вице-губернатор.

22. Орлов Алексей Федорович (1787-1861)-граф (с 1825 г.), князь (с 1856 г.), в 1816 г-полковник, флигель-адъютант, в 1819-1828 гг.-командир лейб-гвардии Конного полка, генерал от кавалерии (с 1833 г.), в 1833 г.-чрезвычайный посланник в Константинополе и главнокомандующий Черноморским флотом в Босфоре и всеми десантными войсками, посланными на помощь турецкому султану; в 1844-1856 гг.-шеф жандармов и главный начальник III Отделения собственной его императорского величества канцелярии, в 1856 г.- глава российской делегации на Парижском конгрессе, в 1856-1861 гг.- председатель Государственного совета и Комитета министров.

23. Котляревский Михаил Степанович-в 1818 г.- полковник лейб-гвардии Измайловского полка, старший адъютант дежурного генерала А. А. Закревского

24. М. Б. Барклай де Толли от М. С. Воронцова.