7. Обращение Шамиля к наместнику Кавказа Михаилу Николаевичу с просьбой разрешить ему поехать в Мекку.

19 декабря 1868 г.

Прожив в России более девяти лет, я постоянно пользовался и пользуюсь милостями г. и., милости эти увеличивались с каждым днем.

Осыпанный благодеяниями не по моим заслугам, я не нашел других средств выразить мою сердечную благодарность и мою глубокую преданность, как принять с моим семейством присягу на верноподданство е. и. в. и в лице его, моему новому отечеству — России, что с божьей помощью и совершил в 1866 году.

Вместе с этим, я давно уже имел намерение просить разрешения о дозволении мне отправиться по святым местам, так как по священному обету обязательно для каждого мусульманина посетить святые места и поклониться гробу пророка Магомета, но до сих пор я ни пред кем не заявлял официально моей просьбы.

В настоящее время, будучи дряхл и слаб моим здоровьем, боюсь, что без исполнения святого моего обета не пришлось мне расстаться с земною жизнью и потому обращаюсь к в. и. выс. с самою искреннею просьбой исходатайствовать у г. и. разрешение отправиться мне с семейством в Мекку для исполнения святого обета и вместе с тем пристроить моих взрослых дочерей, оставив в России дорогих 8 сыновей моих Гази-Магомеда и Магому Шеффи.

По исполнении святой моей обязанности, если бог продлит мои дни, я долгом сочту возвратиться в Россию, чтобы лично повергнуть мою искреннюю признательность к стопам моего благодетеля г. и. и в. и. в., как ходатая моего у престола е. в.

Позволяю себе надеяться, что в. и. выс. не отклоните самой искренней просьбы дряхлого старца и утешите его на закате дней земных.

в. и. высоч. искренно преданный и молящийся за вас дряхлый старец

Шамиль.

ЦГА СО АССР, ф. 12, д. 40, лл. 4-5. Копия.


Комментарии

8. В подлиннике: прохлада глаз моих.