432. Письмо канцлера Горчакова ген.-адъют. Барятинскому о значении мира на Кавказе. 234

26 июля 1859 г.

Дорогой князь, Шамиль имеет своего агента в Константинополе. Агент этот явился к кн. Лобанову, выразил ему желание своего доверителя вступить в переговоры и спросил входит ли в виды императорского правительства соглашение с Шамилем и на каких условиях.

Е. и. в. приказал мне телеграфировать Лобанову, что он может выдать агенту Шамиля пропуск в Тифлис, и что вы имеете столь широкие полномочия от нашего августейшего монарха, то можете сами войти с агентом в соглашение. Лобанов уведомит, конечно, вас непосредственно о последствиях этого важного обстоятельства.

Политический горизонт, дорогой князь, далеко не ясен. Свидание в Виллафранке может привести к новым комбинациям, исход которых пока никому предвидеть нельзя. Весьма возможно, что цюрихские переговоры будут иметь последствием конгресс или Европейскую конференцию, которая займется разрешением весьма важных вопросов, касающихся всеобщего равновесия и взаимных отношений великих держав.

Если бы вы дали нам мир на Кавказе, Россия приобрела бы сразу одним этим обстоятельством в десять раз больше веса в совещаниях Европы, достигнув этого без жертв кровью и деньгами. Во всех отношениях момент этот чрезвычайно важен для нас, дорогой князь. Никто не призван оказать России большую услугу, как та, которая представляется теперь вам. История открывает вам одну из лучших страниц. Да вдохновит вас бог!

Рук. фонд ИИЯЛ, д. 1250, лл. 14—15, Копия.


Комментарии

234. Публикуемый документ представляет непосредственный интерес. Документ свидетельствует о том, что царское правительство даже в 1859 г. было готово заключить мир с Шамилем. Документ опубликован в приложении к работе А. А. Зиссермана “фельдмаршал кн. Барятинский” (1815—1879). М. 1891 г.